Картины подобного рода президент России Владимир Путин боится больше всего: в конце прошлой недели на улицы российских городов вышли тысячи служащих. Разъяренные учителя и врачи требовали повышения зарплаты и обвиняли государство в том, что оно уходит от ответственности.
В России в течение последующих двух лет будут избраны новый парламент и президент, и Кремль хочет не допустить, чтобы уличные протесты трансформировались в народное движение. Поэтому Путин решил открыть денежный кран. Социальные расходы, согласно государственному бюджету, должны увеличиться в следующем году с 15,6 до 16,7 процентов внутреннего валового продукта (ВВП).
И это только начало: каждый год предполагается выделять сумму в пересчете равную 3,3 млрд. евро на модернизацию системы здравоохранения и образования, находящейся в состоянии упадка. В конце сентября, во время прямого телемоста, президент пообещал значительное повышение заработной платы в общественном секторе. Планируется построить новые школы и больницы, выделить новое жилье ветеранам войны. 'Мы позаботимся о том, чтобы поднять уровень жизни людей', - сказал Путин.
Значительный резервный фонд
Откуда брать деньги - это считается уже решенным делом. Министерство финансов создало в условиях большого роста на мировом рынке цены на российскую нефть и газ значительный резервный фонд. В так называемом стабилизационном фонде к началу октября удалось собрать почти 28 млрд. евро. Со времени валютного кризиса 1998 года частным и государственным российским нефтяным концернам удалось увеличить свои доходы более чем в пять раз.
Собственно, эти деньги по воле министра финансов должны были пойти на погашение зарубежных долгов России. Но теперь миллиарды будут использованы на другие цели. Помимо этого премьер-министр Михаил Фрадков заявил на прошлой неделе о снижении в 2007 году налога на добавленную стоимость с нынешних 18 до 13 процентов.
Подобное социальное наступление экономисты подвергают серьезной критике. Одиннадцать авторитетных российских банкиров предостерегли в своем письме в адрес Фрадкова, что увеличение государственных расходов может вызвать рост уровня инфляции. Это сразу же сделает бесполезным повышение заработной платы служащим. 'Нас беспокоит популистский характер бюджетной политики, - сказал Владимир Тихомиров из банка УРАЛСИБ корреспонденту газеты 'Ведомости'. - Правительство должно сконцентрировать внимание в своих расходах не на количестве, а на качестве'.
Стратегически важный документ заморожен
Упреки высказывают также международные финансовые институты. Джон Литвак (John Litwak), главный экономист российского представительства Всемирного банка, сказал корреспонденту FTD, что он может понять намерения правительства: 'Но нам хотелось бы, чтобы увеличение государственных расходов сопровождалось структурными реформами'.
Но их, правда, не видно. Международный валютный фонд еще в июне предупреждал, что нефтяные богатства России используются 'не для реформ, которые могли бы увеличить темпы экономического роста'. Уже не один месяц лежит замороженным всеобъемлющий стратегический документ российского Министерства экономического развития, и, видимо, будет без шума втайне похоронен. Документ стимулирует инвесторов вкладывать деньги в инфраструктуру и в исследования, чтобы освободить страну в долгосрочной перспективе от нефтяной зависимости.
Конечно, удовлетворить требования служащих о повышении заработной платы легче, чем добиваться создания высокооплачиваемых рабочих мест. Поэтому некоторые эксперты относятся к высокой цене на сырьевые ресурсы, скорее, критично. 'Громадные прибыли на нефтедолларах проблем не решают, - говорит известный российский экономист Отто Лацис. - Они создают новые'.