Кто сомневается в том, что Саддам Хусейн виновен в зверских преступлениях, приписываемых ему обвинением, да и в некоторых других? Немногие или совсем никто. Однако начавшийся вчера процесс по делу бывшего диктатора не соответствует даже минимальным критериям достойного правосудия в стране, якобы идущей в сторону демократии. Суд организован Соединенными Штатами и теперешним иракским правительством; он проходит в помещении, которое находится внутри так называемой зоны безопасности в Багдаде; у защиты не было времени на подготовку, а свидетели боятся давать показания, вследствие чего слушания отложены до 28 ноября; наконец, в судебном процессе избирательно используется нормы международного права и законы, принятые во времена правления человека, который сегодня находится на скамье подсудимых. Данный процесс настолько важен для будущего Ирака и непростой задачи национального примирения в этой стране, равно как и в качестве примера для всего остального мира, что процедура его проведения должна была быть продумана с большей щепетильностью.
Первый эпизод обвинения касается убийства 143 шиитов в деревне Дуджейль (Al Dujail) в 1982 году, вслед за покушением на иракского диктатора. На горизонте маячит виселица, и такой приговор, весьма популярный среди наиболее пострадавших от саддамовских преступлений курдов и шиитов, может быть приведен в исполнение в течение 30 дней после рассмотрения всех ходатайств защиты. США предпочли оставить высшую меру наказания как во временном кодексе, принятом после вторжения, так и в тексте Конституции, которая была вынесена на голосование в прошлую субботу.
Как и следовало ожидать, Саддам отказался признать законность этого трибунала и заявил о том, что 'невиновен'. Ему также предстоит ответить на ряд других обвинений, если он не будет приговорен или казнен раньше.
Было бы лучше, если бы суд вскрыл все отвратительные преступления, совершенные иракским лидером и другими ответственными чиновниками бывшего режима, в том числе, использование химического оружия против курдского населения. И поскольку в Ираке не существует сегодня государства в полном смысле этого слова, страна оккупирована, а Международный Трибунал по уголовным делам не уполномочен рассматривать дела, относящиеся к периоду до 2002 года, когда он был создан, суд над Саддамом следовало проводить под эгидой ООН, - несмотря на тот факт, что вторжение осуществлялось не под ее эгидой, - и учредить с этой целью специальный международный трибунал, как в случае с Руандой или бывшей Югославией.
Однако Администрация Буша в последнее время не отличается особой щепетильностью в вопросах законности и международного правосудия. Именно из-за американского 'нежелания сотрудничать' в расследовании дела испанского телеоператора Хосе Коусо (Jose Couso), который был убит 8 апреля 2003 года в багдадском отеле 'Палестина', испанский судья Сантьяго Педрас (Santiago Pedraz) выдал международный ордер на арест трех американских военных: сержанта, произведшего выстрел; капитана, который командовал танковым подразделением; и подполковника, в чьем ведении находился соответствующий полк.