Сегодня Франция, ведущая кампанию против 'триумфального шествия' американской индустрии развлечений по планете, может записать себе в актив большое достижение: почти все страны поддерживают первую в истории всемирную конвенцию по защите национальной культуры.
Ожидается, что большинство стран-членов ЮНЕСКО, подразделения ООН по делам культуры (в нее входит 191 государство), проголосуют за 'конвенцию о культурном разнообразии', которая зафиксирует в мировом масштабе традиционную политику Франции по поддержке отечественного искусства и установлению квот на американские фильмы и музыкальные произведения. Подобный исход голосования станет серьезным поражением для США, боровшихся против этого плана при некоторой поддержке со стороны Израиля, Австралии и Японии.
Теперь любая страна, ссылаясь на положения конвенции, сможет оправдать защиту своей индустрии развлечений мерами, аналогичными тем, что принимает Франция, если кто-либо захочет оспорить их действия во Всемирной торговой организации (ВТО), заявляя, что подобная политика препятствует свободе торговли.
Франция каждый год ассигнует десятки миллионов фунтов на субсидирование своей киноиндустрии, драматических и оперных театров. В области музыки и телевидения она защищает 'отечественных производителей', вводя жесткие квоты на количество иностранных песен и передач, транслируемых по радио и телевидению.
Конвенция не имеет прямого юридического действия и для принятия должна быть ратифицирована как минимум 30 странами-членами ЮНЕСКО. Однако Париж настаивает, что она отражает позицию Франции, уже 13 лет выступающей против включения развлекательной продукции в переговорный процесс в рамках ВТО. Этот вопрос включен и в повестку дня очередной конференции ВТО, которая состоится в Гонконге в декабре этого года. По мнению французов, они одержали важную победу, распространив свою политику 'культурной самобытности' (так обозначаются меры по защите французского языка и культуры от американской гегемонии) на весь мир.
Британия, председательствующая в настоящее время в ЕС, вместе с остальными членами Союза поддержала конвенцию, утверждая, что опасения американцев о том, что она способствует установлению торговых барьеров и позволит репрессивным режимам подавлять инакомыслие, неоправданны. Тимоти Крэддок (Timothy Craddock), британский представитель в ЮНЕСКО, заявил, что текст конвенции 'отличается четкостью, тщательно сбалансирован, соответствует принципам международного права и фундаментальным правам человека'.
Однако резкие разногласия в ее истолковании сохраняются. Американцы и британцы утверждают, что конвенция не имеет приоритета над действующим законодательством, что зафиксировано и в ее тексте. Французы, однако, полагают, что она является правоустанавливающим документом в ранее нерегулируемой сфере, и оказывает юридическую поддержку странам, сопротивляющимся попыткам США добиться 'открытия' их 'рынка развлечений' для иностранной продукции.
'В этом вопросе мы больше не являемся 'белой вороной', - отмечает французский министр культуры Рено Доннедье де Вабр (Renaud Donnedieu de Vabre). - 'Европа здесь выступает единым фронтом. Она разделяет те ценности, которые мы защищаем'. Ограничение чужеземного культурного влияния имеет важнейшее значение в борьбе против международного терроризма, добавляет он. Эту точку зрения разделяют Россия, Китай и ряд других стран.
По словам Вашингтона, текст конвенции поддается вольному истолкованию и может послужить основой для таких недопустимых шагов, как возведение новых торговых барьеров. По мнению американцев, понятием 'культура' часто злоупотребляют. Так, на этой неделе французский парламент официально объявил foie gras [паштет из гусиной печени] элементом национального культурного наследия, подлежащего защите. Кроме того, как утверждают США, конвенцию можно будет использовать, к примеру, для запрета экспорта колумбийского кофе в Бразилию и наоборот. Но этим, считают американцы, дело не ограничивается: идеей о защите национальной культуры, заложенной в конвенцию, можно оправдывать репрессии против этнических меньшинств, контроль над новостными передачами спутникового телевидения или дискуссиями в интернете.
Г-н Доннедье де Вабр, в свою очередь, утверждает: в условиях, когда 85% денег, потраченных жителями планеты на билеты в кино, идет в кассу Голливуда, другие страны имеют полное право субсидировать отечественное искусство и устанавливать квоты на иностранную продукцию.