Китайцы считают, что в интересное время жить плохо, а, как на прошлой неделе заметил один представитель китайских нефтяных властей, в Казахстане наступили по-настоящему интересные времена.
В августе, когда китайская национальная нефтяная корпорация CNPC предложила 4,18 млрд. долларов за PetroKazakhstan, зарегистрированную в Торонто нефтяную компанию с активами в центральном Казахстане, всего в 1 тыс. км от Китая, казалось, что она наконец-то наверстывает упущенное в борьбе с западными и российскими конкурентами за казахскую нефть.
Но сделка, которую вчера одобрили акционеры PetroKaz, подверглась нападкам хищников, а потому неясно, сможет ли канадская компания выжить как единый субъект.
Казахстан срочно принял законодательство, позволившее правительству упредить продажу PetroKaz, в то время как "ЛУКОЙЛ", крупнейший производитель нефти в России, обратился в суд, пытаясь добиться осуществления своего права преимущественной покупки пакета акций канадской компании в нефтяном месторождении, которым они владеют совместно.
Тем временем государственная нефтяная компания страны, "Казмунайгаз" (КМГ), похоже, тоже отхватит значительную часть PetroKaz у CNPC - контроль над НПЗ в Шымкенте, который PetroKaz приобрела в 2000 г., почти наверняка вернется к государству.
Дмитрий Лукашов, аналитик по нефти московской брокерской компании "Атон", считает, что "только самый наивный инвестор" мог поверить, будто казахи позволят Китаю спокойно уйти со 100% PetroKaz. "Страх перед Китаем с его огромным населением и растущей экономикой в Казахстане очень глубок".
Казахстан, чьи объемы добычи нефти к 2015 г. должны утроиться, не может позволить себе игнорировать самый быстрорастущий нефтяной рынок мира, расположенный к востоку от него. Но пока среднеазиатская республика пользуется достаточным вниманием и остального мира.
Несмотря на внушительный офис на главной улице Алматы, инвестиции CNPC в нефтяное месторождение на западе Казахстана в размере 1,5 млрд. долларов блекнут по сравнению с суммами, которые сюда вкладывают ее западные соперники.
Американские и европейские группы во главе с Shevron, Agip и BG прибрали к рукам три крупнейшие месторождения страны - Тенгиз, Карачаганак и Кашаган.
Международные нефтяные компании также соперничают за право геологических разработок в многообещающем секторе Каспийского моря, а китайские фирмы, похоже, не вошли в группу фаворитов, проводящих закулисные переговоры по этому вопросу с казахским правительством.
Казахстан только что предоставил индийской ONGC опцион на два каспийских блока. Судя по всему, это стало компенсацией за неудачную попытку ONGC заключить соглашение с PetroKaz. Пока у индийской компании нет акций в казахской нефтяной отрасли, и она жаловалась, что продажа PetroKaz была нечестной.
Россия в разделе Каспийского моря добилась неплохих успехов. Договор о морских границах между Казахстаном и Россией предусматривает совместную разработку трех месторождений двумя странами. Россия представлена "ЛУКОЙЛ" и ""Роснефтью", а Казахстан - КМГ.
В сентябре "ЛУКОЙЛ" приобрел Nelson Resources, зарегистрированную в Торонто компанию, которой принадлежат резервы в континентальном Казахстане в размере 260 млн. баррелей, а также опцион на акции двух оффшорных блоков. Однако Борис Зильберминц, региональный директор "ЛУКОЙЛ Overseas" в Казахстане, говорит: "Не думайте, что наш бум покупки казахских активов уже завершился".
По словам Лукашова, возможно заключение сложной сделки, включая обмен оспариваемой доли "ЛУКОЙЛа" в месторождении PetroKaz на пакет акций CNPC в одном из месторождений Nelson. А это означает, что Казахстан и Россия готовы жонглировать активами PetroKaz за счет CNPC. Потеря контроля над нефтью этой компании поставит под угрозу срыва планы китайцев по прямым поставкам нефти по трубопроводу из Казахстана в Китай.
В качестве козыря CNPC может использовать 6 млрд. долларов, одолженные "Роснефти" для финансирования покупки "Юганскнефтегаза", который раньше принадлежал "ЮКОСу". Кредит будет погашен поставками нефти в Китай.