21 октября 2005 года. Люди всего мира становятся все более осведомленными в географии юга России. Сообщения новостных агентств о нападениях террористов сделали этот регион объектом международного внимания. Сначала это была Чечня, позднее список пополнили Дагестан и Ингушетия, а в прошлом году драматическое нападение террористов на школу в Беслане поместило на карту Северную Осетию.
На прошлой неделе мировое сообщество узнало название еще одной северокавказской республики РФ - Кабардино-Балкарии - когда 13 октября на ее столицу, Нальчик, напала, как утверждают, группа в составе 150 экстремистов, которые атаковали здания местной администрации и служб государственной безопасности, включая подразделения милиции и армии. Официальные представители Кабардино-Балкарии, которая прежде считалась самой спокойной республикой на Северном Кавказе, объявили о потерях: уничтожены 92 экстремиста, погибли 25 военнослужащих и 12 мирных жителей, ранены около 100 человек. Российский президент Владимир Путин приказал силам безопасности блокировать город и не дать скрыться ни одному боевику. Российским силам безопасности потребовалось около 24 часов, чтобы стабилизировать ситуацию в городе. Позднее официальные лица России оценили действия местной милиции и армии как адекватные.
До сего времени нет четкой версии реальных целей нападавших. Никаких конкретных требований не было озвучено. Единственным рациональным объяснением того, что произошло в Нальчике - городе с населением около 300000 человек - следует считать попытку радикальных экстремистов продемонстрировать свои возросшие возможности федеральным силам.
Сразу же после этого инцидента появились спекулятивные размышления относительно его религиозной подоплеки. Некоторые сказали, что нападавшие были мусульманскими экстремистами, которые исповедуют идею священной войны (джихада) против православной России. Не стоит упоминать, что определенные лица как в России, так и за рубежом намеренно раздувают межрелигиозные противоречия в стране; всякий террористический акт на Кавказе сразу же преподносится как борьба мусульман против православных. В то же время, идея, что православные россияне подавляют уязвимых и невинных мусульман в Чечне и в других северокавказских республиках, настойчиво экспортируется в страны Востока.
Хотя дешевая пропаганда такого сорта не всегда воспринимается серьезно, как мусульманские, так и православные священнослужители в России сочли необходимым дать свои комментарии. Глава Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин заявил, что те, кто совершил нападение в Кабардино-Балкарии, являлись международными террористами, а не истинными мусульманами. Он также сказал, что истинные мусульмане никогда бы не взялись за оружие в священный месяц Рамадан или, если хотите, в любое другое время. Муфтий Кабардино-Балкарии Анас Пшихачев выразил сожаление в связи с тем фактом, что люди, совершившие эти бандитские акты, пытались прикрываться исламом. А между тем, российский патриарх Алексий II осудил террористов и сказал, что молится за жителей Нальчика.
Тем не менее, ясно, что религия имела мало отношения к реальным причинам этого нападения.
Вот уже целое десятилетие российские федеральные силы участвуют в тлеющем вооруженном конфликте с экстремистскими группировками. Долгие годы военные операции ограничивались территорией Чечни. Но, когда Москва, наконец, начала нормализовать жизнь и устанавливать порядок в этой разоренной республике, боевики перебрались из Чечни в соседние республики российского Северного Кавказа. Террористические акты осуществлялись против как мирных жителей, так и федеральных войск. Расширение дестабилизированных зон на Северном Кавказе указывает на то, что нападения на Россию увеличиваются. Нельзя отрицать и то, что радикалы, получающие за подобные вылазки деньги, стремятся продемонстрировать свою способность расширить территорию нападений вглубь России.
Регулярные террористические акции экстремистских группировок являются эффективным средством дестабилизации ситуации в России. Ни для кого не секрет, что западные державы по-прежнему проявляют подозрительность в отношении России, которая все еще обладает самым сильным в регионе ядерным арсеналом. Серьезную озабоченность вызывают также недавние успехи Москвы в деле повышения своего экономического и политического статуса.