В результате расследования, проведенного отделом общественной безопасности управления полиции Японии, 20 октября стало окончательно очевидно, что сотрудник торгпредства России в Японии (35 лет) вступал в контакты с сотрудником дочерней компании 'Тошиба дисукурито тэкнолоджи' (город Кавасаки) и служащим магазина по продаже передающих устройств, расплачиваясь с ними за полученную информацию наличными деньгами. Отдел безопасности считает, что информация компании 'Тошиба' может иметь закрытый характер, связанный с военными секретами, поэтому по подозрению в нарушении доверия, повлекшего за собой вред компании, передал в прокуратуру дела на сотрудника 'Тошиба' (30 лет) и сотрудника российского торгпредства Владимира Савельева. Отдел безопасности считает, что указанный сотрудник торгпредства является офицером Службы внешней разведки (СВР в бывшем КГБ), и в Японии он вел разведывательную деятельность.
Расследование показало, что Савельев за период с сентября прошлого года по май текущего года, по меньшей мере, девять раз встречался со служащим компании 'Тошиба' в различных пивных и закусочных. Японский служащий подозревается в том, что предоставлял русскому шпиону информацию о полупроводниках IGBT, регулирующих поступление электрического тока, получив от него за это в общей сложности около 1 миллиона иен.
Отдел безопасности пришел к заключению, что информация, предоставленная сотрудником японской компании, в основном, используется для общегражданского назначения, но может быть применима и на радарах подводных лодок и истребителей, в системах обнаружения ракет и для других военных целей.
Кстати, что касается компании 'Тошиба', то уже однажды ранее в 1988 году по подозрению в нарушении закона об иностранцах были арестованы два члена из ее руководства. Тогда компания экспортировала в бывший Советский Союз станки, являвшиеся продукцией, которую контролировал комитет по координации экспорта в коммунистические страны (КОКОМ).
С другой стороны, почти в тот же период времени служащий магазина по продаже передающих устройств передал Савельеву за наличные деньги информацию о товарах своей торговой фирмы, но поскольку эта информация не является секретной, то отдел общественной безопасности не стал возбуждать дело по этому инциденту.
Российский торговый представитель был выдворен из Японии в июне этого года. Управление полиции Японии потребовало от японского министерства иностранных дел оформить все формальности по запрету повторного въезда в Японию этого гражданина.
* * * * *
'Мое имя Бах'. Сотрудник российского торгпредства Савельев, проживал в Японии, скрывая свою шпионскую деятельность. Представляясь итальянцем, он сближался с японскими служащими, работающими на предприятиях, связанных с высокими технологиями, ловко заявляя, что 'является консультантом, поэтому хотел бы с ними сотрудничать'.
Его встречи с сотрудником компании 'Тошиба' начались весной прошлого года. Познакомились они на выставке электротоваров, проходившей в Макухари в Тиба.
И в инциденте с утечкой секретной информации через одного из руководящих сотрудников управления сил самообороны Японии, произошедшем в 2000 году, российский полковник, умело скрывая свои шпионские замыслы, также сблизился с ним на симпозиуме. Заманивая тем, что 'хотел бы поблагодарить его за услуги переводчика' во время десяти совместных трапез сначала притупил его чувство бдительности, делая вид, что удовлетворен передачей имеющихся в свободной продаже изданий. Однако, когда офицер сил самообороны стал получать за них деньги, тот постепенно начал требовать от него передачи уже внутренних документов Управления сил самообороны.
'Не входите ли вы в аналитическую группу 'Тошиба'?' 'Я бы хотел получить информацию о полупроводниках. . .'.
Служащий дочерней компании 'Тошиба' в своих свидетельских показаниях говорит, что 'требования Баха, высказанные столь конкретно, хотя и показались ему подозрительными, но уж очень захотелось немного подзаработать на выпивку'. Его завлекли деньгами и 'обвели вокруг пальца'. Однако, он во всех подробностях от начала и до конца все рассказал сыщикам из отдела безопасности управления полиции.
СВР является в России службой по сбору секретной информации, которая, как и Главное разведывательное управление (ГРУ), ранее входила в бывший советский КГБ. Два этих подразделения 'соперничают между собой' (по мнению руководства управления полиции Японии), мишенью для ГРУ являются люди, связанные с военными вопросами в различных странах, СВР занимается промышленным и политическим шпионажем. Как раз предприятия по производству высокотехнологичной продукции и являются одной из основных целей СВР.
'Люди из ГРУ, когда приезжают в Японию, всегда посещают могилу Рихарда Зорге, русского шпиона, работавшего еще перед Второй мировой войной, и получившего впоследствии звание 'героя' ГРУ. А люди из СВР этого не делают' (по мнению того же источника из управления полиции).
Служащий 'Тошиба', обедая вместе с сотрудником торгпредства, выдавал ему разные 'секреты'. С одной стороны, этот русский шпион использовал обычный метод, называемый 'блиц-контактом', когда материалы передают мгновенно из рук в руки и тут же расходятся, но, в то же время, он применял и особый 'смелый' стиль, когда передача осуществляется где-нибудь в закусочной. И в упомянутом выше эпизоде членам следственной группы потребовалось всякими ухищрениями организовывать сопровождение, чтобы можно было наблюдать, как русский полковник получает документы от японского офицера сил самообороны за обедом в одном из баров Токио.
Так и бывший служащий компании 'Тошиба' был вынужден в пивной переписывать данные, хранившиеся в памяти его компьютера. Руководитель управления полиции отмечает, что 'подобный стиль становится все более предпочтительным. Поскольку с окончанием холодной войны чувство бдительности притупилось, то и шпионы действуют все более открыто'. Г-н Сигэо Хиромацу, специалист по военным вопросам, также указывает на то, что 'во всем мире в разгар новых военных революций подобная шпионская деятельность становится обычным делом'.
* * * * *
Перечень основных шпионских инцидентов, связанных с бывшим СССР и Россией
* май 1988 года - инцидент на американской военной базе в Екота
Четверо японцев, являвшихся служащими военной базы США в Екота и военными наблюдателями, были арестованы управлением полиции Японии за то, что передали сотруднику советского информационного агентства, находившемуся в Японии, инструкции на американский военный истребитель и другую военную технику.
* июль 1988 года - инцидент с Покровским
Управлением полиции по подозрению в краже и превышении служебных полномочий было заведено дело на руководителя производства авиационной аппаратуры в Токио за то, что он сбыл Покровскому, заместителю советского торгового представителя в Японии, технические материалы на авиационную аппаратуру своей компании.
* апрель 1991 года - инцидент с Ширанковым
Управление полиции Японии передало в прокуратуру дело на иностранного студента по подозрению в нарушении им авторских прав. Китайский студент, обучавшийся в медицинском институте в Японии, за вознаграждение по просьбе сотрудника советского торгового представительства Ширанкова без разрешения сделал копии выдержек из статей, касающихся рака и СПИДа, которые были отпечатаны голландским издательством.
* май 1992 год - инцидент с Давыдовым
Заместитель руководителя торгового представительства в Японии Давыдов приобретал у служащего специализированной торговой компании по продаже электротоваров блоки памяти на полупроводниках и другие товары, которые в то время были запрещены к экспорту в страны коммунистического режима в рамках КОКОМ. Управление полиции передало дело на японского служащего в прокуратуру, а торговый представитель Давыдов был немедленно выдворен на родину с запретом повторного въезда в Японию.
* июль 1995 года - инцидент с работой под японца
Был изобличен мужчина из России азиатской наружности, являвшийся офицером Службы внешней разведки (СВР), который под видом японца скрывался в префектуре Фукусима, и с 1968 года на протяжении тридцати лет вел в Японии шпионскую деятельность. При аресте этого мужчины управление полиции соблюдало все принятые в таких случаях международные нормы.
* ноябрь 1995 года - инцидент с промышленным шпионажем
Сотрудники СВР привлекли к сотрудничеству переводчика, свободно говорившего по-английски, и вели в пригороде Токио шпионскую деятельность по добыче промышленных секретов, касающихся японских высоких технологий. Все четверо сотрудников СВР вернулись на родину. Дело на переводчика было передано в прокуратуру.
* сентябрь 2000 года - инцидент с Богаченковым
Офицер военно-морских сил самообороны, сотрудник научно-исследовательского института обороны при Управлении сил самообороны Японии, передал секретные материалы, касающиеся общих военно-технических вопросов Управления сил самообороны, полковнику российских военно-морских сил Виктору Богаченкову, приписанному к Главному управлению разведки России (ГРУ) и служившему в посольстве России в Японии в качестве военного атташе. По распоряжению управления полиции Японии указанный офицер был арестован полицией префектуры Канагава, а полковник Богаченков выдворен на родину с запретом повторного посещения Японии.
* март 2002 года - инцидент со Щелконоговым
Алексей Щелконогов, сотрудник российского торгового представительства в Японии, приписанный к ГРУ, требовал от президента компании, которая консультирует военно-воздушные силы самообороны Японии по техническим вопросам, данные о ракетах для истребителей американского производства, которые являются секретными с точки зрения обороны. Дело на него было передано в прокуратуру уже после того, как он вернулся на родину.