Ford, ТНК-BP, 'Сибнефть', 'Вымпелком', Japan Tobacco International, ЮКОС - практически нет ни одного крупного предприятия, у которого в России не было бы проблем с налоговыми органами. Даже если президент Владимир Путин предостерегает финансовых чиновников, чтобы те не 'терроризировали' предприятия, налоговики, по меньшей мере, со времени 'дела ЮКОСа', испытывают воодушевление.
Так, в прошлом году, сообщило налоговое ведомство, предъявленные предприятиям крупной промышленности требования о доплате налогов увеличились в одиннадцать раз, составив 229 миллиардов рублей (6,54 млрд. евро). Причем без учета требований о доплате налогов в сумме 22,5 млрд. евро, предъявленных прежде самому крупному российскому нефтяному концерну ЮКОС. В первом квартале 2005 года сумма предъявленных требований увеличилась на 30 процентов.
'У 90 процентов всех предпринимателей есть проблемы с налоговыми органами. Все спрашивают друг друга, какую сумму требуют доплатить: миллионы или миллиарды', - говорит Анатолий Чубайс, председатель Правления государственного электроэнергетического концерна РАО 'ЕЭС России'. Главная проблема заключается в следующем: налоговые органы изменили свои критерии. Приемы по минимизации налогов, не один год считавшиеся законными, теперь считаются как уклонение от уплаты налогов.
Исследование, проведенное консалтинговой компанией Ernst & Young, подтверждает такое развитие ситуации. Из 60 опрошенных в рамках исследования международных и российских компаний 48 имели за последние три года споры по налоговым вопросам. 'Большинство этих споров рассматривались в судебном порядке (92 процента), и большинство решений судов (90 процентов) было принято в пользу опрошенных предприятий', - говорится в исследовании. Большинство иностранных компаний признается, что налоговый режим является одним из главных препятствий для инвестирования в России.
Не лучшим образом выглядят налоговые органы и по официальной статистике. Финансовые чиновники проиграли в 2004 году каждые три из четырех судебных процессов. Тот, кто подает иск на налоговые органы, выигрывает в 73 процентах. А когда иск подают налоговые органы, уверенным в победе мог быть 71 процент предполагаемых налоговых грешников. Если в 1999 году иски против налоговых органов подали 85000 налогоплательщиков, то в прошлом году их было уже 350000. Тем не менее, Татьяна Шевцова, заместитель начальника налоговой инспекции, довольна работой чиновников. По ее словам, налоговые отчисления крупных предприятий увеличились за последние 18 месяцев более чем в два раза.
Налог на прибыль составляет в России 24 процента, в некоторых регионах он может быть снижен на четыре процента. Налог на доходы везде одинаковый: 13 процентов.
Предприниматели жалуются на слишком частые визиты представителей налоговой инспекции. В будущем чиновники должны проводить проверки не более двух раз в год. В то же время тот же самый проект закона предусматривает проведение проверок на местах уже не два раза, они в будущем могут продолжаться на протяжении 15 месяцев. 'Любая проверка обяза приносить 100-процентный результат. Она должна заканчиваться предъявлением налогоплательщику требования о доплате налогов', - говорит госпожа из налоговой инспекции Шевцова. 'Подобное задание легализует налоговый террор', - парирует Сергей Беляков из Российского союза предпринимателей.
____________________________________________________________
Примечание ИноСМИ.Ru: В настоящее время Йенс Хартман является гостем нашего пресс-центра. Вопросы ему можно задать здесь