В последние две недели администрация Буша прилагает целенаправленные усилия по превращению своих демократических заявлений в конкретные дела в отношении двух малоизвестных стран евразийского континента, чье значение в скором времени может существенно возрасти. Через полтора месяца она может совершить политический подвиг, который даст мощный заряд всему региону. Но наряду с этим, администрация имеет шанс столкнуться с еще одной сложной и потенциально опасной дилеммой во внешней политике.
Экзамен состоится в двух бывших республиках Советского Союза - Азербайджане и Казахстане, у которых на руках все важные козыри 21-го века: неразработанные нефтяные месторождения, мусульманское в своем большинстве население, а также стратегически важное географическое положение между Россией, Китаем, Ираном и Афганистаном. Благодаря крупным инвестициям западных нефтяных компаний, а в случае с Азербайджаном - благодаря недавно построенному трубопроводу, обе эти страны могут стать очень, очень богатыми. Через несколько лет их названия будут так же хорошо известны западным потребителям энергии, как Саудовская Аравия и Кувейт.
Обеими странами правят диктаторы, которые стремятся следовать примеру государств Персидского залива и наладить отношения стратегического партнерства с Соединенными Штатами Америки. И в обеих странах запланированы выборы: 6 ноября Азербайджан выбирает парламент, а 4 декабря Казахстан голосует за нового президента. Администрация Буша могла бы и проигнорировать эти события: ведь, в конце концов, там, как и в дружественных США диктатурах Ближнего Востока, выборы фальсифицируют уже много лет.
Но вместо этого президент Буш решил действовать. Азербайджанский руководитель Ильхам Алиев получил от него письмо, а на прошлой неделе в Баку приехал высокопоставленный представитель Госдепартамента. Неделей ранее казахского лидера Нурсултана Назарбаева посетила с визитом Кондолиза Райс. Суть сделанных им предложений почти одинакова: проведите свободные и честные выборы, и вы сможете 'поднять отношения ваших стран с США на новый стратегический уровень'. А это многое значит. Это означает не только государственные визиты Назарбаева и Алиева в Вашингтон (а Алиев очень жаждет нанести такой визит), но и более тесные военные связи, помощь в решении проблем (например, такой, как неразрешенный военный конфликт между Азербайджаном и Арменией), а также статус основных партнеров США на Кавказе и в Средней Азии. Это также даст мощный сигнал некоторым соседям этих государств, например, Узбекистану, чей властный руководитель совсем недавно разорвал отношения 'стратегического партнерства' с администрацией Буша, отказавшись выполнить требования по либерализации страны.
И Алиев, и Назарбаев говорят, что они с охотой пойдут на такие меры; обе страны сделали ряд шагов в сторону выполнения этих требований. Алиев предоставил своим политическим оппонентам в парламенте определенное время в эфире государственного телевидения, а Назарбаев дал возможность главному противнику официально зарегистрироваться и внести свое имя в списки кандидатов. Однако здесь существует определенная проблема. Администрация Буша заявила двум президентам, что судить о том, насколько справедливы и честны выборы, будут миссии наблюдателей из Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе. А ОБСЕ в своих докладах на прошлой неделе предупредила, что обе страны с экзаменом не справляются.
И это неудивительно. Назарбаев проводит облавы на лидеров молодежных организаций и усиливает контроль над средствами массовой информации; Алиев в прошлый понедельник закрыл международный аэропорт, чтобы воспрепятствовать возвращению в Азербайджан одного из главных своих оппонентов, а затем арестовал нескольких членов кабинета по обвинению в подготовке государственного переворота. Представительство ОБСЕ в Азербайджане осудило 'увеличение количества случаев насильственных действий, необоснованное использование чрезмерной силы против демонстрантов, а также вызывающие сомнения в справедливости задержания и массовые аресты'. Глава миссии ОБСЕ в Казахстане заявил о том, что 'в настоящее время, с нашей точки зрения, рекомендации организации не выполняются'.
Назарбаев и Алиев хотят угодить Бушу, но они также страшно боятся стать жертвами 'цветной революции' - народного восстания за демократию, подобного тем, что за последние два года свергли авторитарные режимы в трех других бывших советских республиках после выборов, которые ОБСЕ назвала несправедливыми. Их оппоненты явно берут пример с молодежных организаций и политических коалиций, призвавших людей выйти на улицы Тбилиси и Киева. Их российские друзья, стремясь восстановить влияние Москвы, утверждают, что реальная цель Вашингтона состоит в подготовке и осуществлении новых революций. Во время пресс-конференции в Азербайджане на прошлой неделе заместителю Госсекретаря Дэниэлу Фриду (Daniel Fried) в первую очередь задали вопрос о том, не является ли он 'серым кардиналом цветных революций'.
На самом деле, администрация меньше всего заинтересована в беспорядках на территории еще одного нефтяного мусульманского государства. Она надеется, что сочетание предлагаемых пряников и страха перед кнутом последствий подтасовки выборов заставит Алиева и Назарбаева в достаточной степени реформироваться, чтобы претендовать на звание демократических союзников. Но время бежит быстро; что, если один или оба режима провалятся на экзамене ОБСЕ? 'Наши слова должны соответствовать нашим мыслям, а это значит, что нам надо быть готовыми к разочарованиям', - сказал мне один официальный представитель власти. А если после этого люди выйдут на улицы с требованиями демократии, как они делают это в других местах? Пока администрация не говорит, какой будет ее реакция.