На прошлой неделе имело место событие, в какой-то момент вернувшее Виктора Ющенко в миг триумфа 'оранжевой революции'. Президент Украины прибыл в Лондон, в Mansion House, официальную резиденцию лорд-мэра города, где получил из рук королевы Елизаветы Второй премию за вклад в развитие международных отношений. Украинский лидер принимал эту награду, и на его обезображенном ядом лице появилась улыбка. Жена Ющенко Катя стояла рядом, смахивая с ресниц слезы гордости и счастья.
Но все это происходило будто в другом мире, не имеющем ничего общего с суровой реальностью постреволюционной политики в Киеве. С того дня, как оранжевые демонстрации затопили центральную площадь города, Площадь независимости, и поддержали Ющенко - своего кандидата в президенты, прошел почти год, и нынешний президент столкнулся с поистине обескураживающими препятствиями, мешающими закрепить успех.
Многое было сделано, но многое еще предстоит сделать.
События прошлой зимы, когда Ющенко заставил авторитарный режим бывшего президента Леонида Кучмы вкупе с Виктором Януковичем, которого Кучма при поддержке России прочил себе в преемники, признать свое поражение. Страх, при Кучме пронизавший страну сверху донизу, растаял без следа, и украинцы получили возможность жить в атмосфере политической свободы.
Несмотря на враждебное отношение Кремля, обвинившего в 'оранжевой революции' Запад, Украина освежила связи с США и Европейским Союзом. Пример Украины дал надежду оппозиции других стран как в России, так и на пространстве всего бывшего Советского Союза - например, в Азербайджане, где в ноябре пройдут парламентские выборы, и в Казахстане, которому месяцем позже выбирать президента - и воодушевил их на борьбу с авторитарными режимами. Недавно Ющенко дал интервью FT, в котором сказал, что после 'оранжевой революции' '. . . миллионы людей на всем пространстве бывшего Советского Союза стали по-другому относиться к тому, что такое свобода и демократия'.
Однако сегодня часть того импульса, который дала Украине 'оранжевая революция', начинает рассеиваться в пространстве. В немалой степени этому поспособствовал конфликт между осторожным Ющенко и неистовой Юлией Тимошенко, поддержавшей его во время народного восстания. На некоторые фигуры из ближайшего окружения Ющенко - в основном на бизнесменов, финансировавших его избирательную кампанию, - посыпались обвинения в коррупции, что сразу же поставило самого президента в оборонительную позицию. Пытаясь расширить базу своей политической поддержки, президент обратился за помощью даже к тем, кто остался во власти от старого режима - в первую очередь к бизнесменам-олигархам кучмовской поры.
Сегодня многие из тех молодых людей, что год назад пришли на Площадь независимости, чувствуют себя обманутыми, но для Ющенко главная задача - экономическая. Он понимает, что демократия может быть стабильной только тогда, когда ее результатом становится снижение коррупции и повышение как качества государственного управления, так и жизненного уровня населения.
В остальных странах бывшего Советского Союза за событиями на Украине сегодня следят так же напряженно, как и осенью-зимой прошлого года. Для многих то, что происходит с нынешней Украиной - настоящая проверка новой власти на прочность. То же самое можно сказать о народном восстании 2003 года в Грузии и этого года - в Кыргызстане. Но Украина все-таки важнее: она и по территории, и по уровню модернизации стоит в этой тройке выше остальных.
Ющенко - не радикальный реформатор. Он гораздо спокойнее - недаром он до ухода в оппозицию успел побыть и председателем центрального банка, и премьер-министром в кабинете того же Кучмы. Сегодня действия президента сдерживает компромисс, на который ему пришлось пойти, чтобы прекратить прошлогодний политический кризис. В обмен на обещание отдать власть без боя Кучма заставил своего преемника принять конституционную реформу, по которой большая часть президентских полномочий вскоре перейдет к парламенту. Изменения вступят в силу в марте, сразу же после парламентских выборов.
Ющенко согласен с тем, что в результате конфликта с Тимошенко было потеряно немало возможностей закрепить успехи 'оранжевой революции'. В сентябре президент отправил Тимошенко в отставку и заменил ее на посту премьер-министра лояльным ему технократом Юрием Ехануровым. Основной вопрос, в котором не сошлись Ющенко и Тимошенко - как относиться к статусу предприятий, при Кучме подвергшихся непрозрачной приватизации. Встречаясь с представителями крупного бизнеса, Ющенко обещал разрешать накопившиеся по приватизации вопросы через переговоры, а не через суд. Исключением стало только вопиющее дело флагмана украинской черной металлургии, завода 'Криворожсталь'.
Теперь же многое зависит от результатов мартовских выборов. Переход на полностью пропорциональное представительство означает, что с правительство с высокой степенью вероятности будет образовано коалицией соперничающих политических партий. Сторонники Тимошенко, а также значительная часть сторонников Ющенко надеются, что выборы наконец заставят их лидеров вновь объединить усилия. Однако Ющенко уже протянул оливковую ветвь своему бывшему врагу Януковичу, а теперь старается подружиться и со спикером парламента Владимиром Литвином, за которым также стоит большой бизнес. Каков бы ни был результат, при таком раскладе вероятность того, что после выборов в правительстве сформируется единая команда либералов-реформаторов, представляется довольно низкой.
Разворачивающийся политический торг, конечно, способствует оживлению политического поля, однако в результате оказывается, что на Украине много говорится, но при этом мало что делается. Показатель экономического роста упал с прошлогодних 12 процентов до 2,8 процента за первые девять месяцев этого года. Инвесторов до сих пор терзают смутные сомнения. По-прежнему распространенным явлением остается коррупция, и люди по-прежнему склонны не доверять государственной системе.
Дела продвигаются медленно даже во внешней политике, хотя Ющенко приложил немало усилий ко всемерному улучшению связей с международным сообществом. В парламенте до сих пор не приняты скромные поправки к законодательству, необходимые для вступления страны во Всемирную торговую организацию. А без вступления в ВТО Украина не получает от своего соглашения о сотрудничестве с ЕС практически никакой пользы. Без чего, в свою очередь, Киеву не дождаться реализации главного обещания - принятия страны в ряды Европейского Союза.
Через бреши, образованные непрекращающимися конфликтами, на Украину вновь проникает влияние России. Президент России Владимир Путин, для которого 'оранжевая революция' стала самым крупным поражением страны с момента распада Советского Союза, выразил тихое удовлетворение начавшимся между Ющенко и Тимошенко раздором. Пока суд да дело, Россия выкладывает на стол очередной козырь - повышение цен на энергоносители. Значимость энергетической карты, конечно, сдерживается тем, что Россия экспортирует значительную часть нефти и газа на Запад именно через территорию Украины, однако Москва в последнее время расширяет и другие экспортные маршруты.
В Грузии дела обстоят иначе. Президент Михаил Саакашвили не стал добиваться расположения потенциальных партнеров. Он сосредоточивает власть в руках все более узкого круга своих ближайших соратников по партии 'Национальное движение', имеющей значительное большинство в парламенте. Команда Саакашвили немало сделала для повышения эффективности системы государственного управления, что было явно необходимо, так как предшественник Саакашвили Эдуард Шеварднадзе в свое время привел страну на грань краха. Грузинская экономика растет серьезными темпами - в этом году темп роста составил около 7 процентов. Под контроль центральной власти удалось поставить сепаратистскую область Аджарию.
Главным успехом Саакашвили стало то, что ему удалось установить тесные отношения с президентом США Джорджем Бушем, посетившим страну в мае. США помогли Грузии добиться согласия России на вывод войск с двух военных баз. Поддержка из-за океана может сыграть еще более важную роль в переговорах с Кремлем о судьбе двух этнических анклавов, Абхазии и Южной Осетии, где окопались сепаратисты, получающие от России поддержку с первого дня отделения от Грузии.
Однако резкость Саакашвили раздражает лидеров Европейского Союза. В стране не прекращается буйство коррупции; из нее уходят иностранные инвесторы; кое-кто из бывшего окружения президента опасается, что страна скатывается обратно к авторитаризму. Одна из таких фигур - Саломе Зурабишвили, бывшая сотрудница французского дипломатического корпуса, грузинка по национальности и министр иностранных дел правительства Саакашвили - с прошлой недели также бывший. На собравшемся по этому поводу митинге она призвала народ не терять веры в завоевания грузинской 'революции роз', даже при том, что многие ее лидеры 'уклонились от заданного пути'.
В Кыргызстане мартовские беспорядки, в результате которых бывший президент Аскар Акаев был вынужден покинуть страну, привели к политической нестабильности. Несмотря на то, что Курманбек Бакиев одержал на президентских выборах в июле убедительную победу, восстановить в стране порядок ему не удалось - с весны убито уже три депутата парламента. Кроме того, о повторном голосовании по парламентским выборам, в результате которых и возник протест против власти Акаева, никто пока даже не заговаривает.
Пусть эти три революционных движения и не привели пока к какому-то определенному результату, они оказали огромное влияние на остальные страны бывшего Советского Союза. Примеру революционеров - включая их методы, лозунги и цвета - следуют политические противники авторитарной власти от Беларуси до Центральной Азии. Как говорит Ющенко, 'появился новый путь - путь 'оранжевой революции''.
Авторитарным режимам приходится пересматривать свои позиции.
- Сегодня идет дискуссия, что делать дальше. Один из путей - давать людям то, чего они, собственно, добиваются: политической стабильности и экономической модернизации, - считает казахский политолог Нурбулат Масанов.
Хороший тому пример - бедный южный сосед Украины, Молдова. Ее президент Владимир Воронин, ветеран-коммунист, в последнее время ослабляет связи с Москвой и делает реверансы в сторону ЕС.
Есть и другие варианты развития ситуации, более беспокоящие. Один из них - скатывание страны к национализму или, в случае Центральной Азии - к исламскому фундаментализму. Когда ситуация доходит до точки кипения, всегда существует опасность того, что правящий режим ответит применением силы. В этом году так случилось, в частности, в Узбекистане, где войска президента Ислама Каримова жестоко подавили в большинстве своем мирные демонстрации в Андижане, городе на востоке страны. По словам Масанова, это хотя и поколебало позиции Каримова на Западе, усилило его режим внутри границ Узбекистана.
В России главной проблемой для Кремля остается сохранение господства нынешней элиты после президентских выборов 2008 года. С учетом того, что экономический рост в России был быстрым, телевидение контролируется государством, а русские вообще уважают сильную власть, поражение кремлевского кандидата считается маловероятным. Однако власти все же в беспокойстве - ведь им не удалось предсказать поражение Януковича на Украине. Сам Путин, пользующийся среди избирателей значительной популярностью и сохраняющий рейтинг на уровне около 70 процентов, не имеет права баллотироваться на третий срок. Для этого потребовалось бы вносить изменения в конституцию. Так что власть ищет кандидата, которого охотно поддержали бы народные массы, ибо результата, которого можно добиться выборными манипуляциями, явно не хватит. Нужна реальная поддержка.
В трех странах бывшего Советского Союза правящим режимам предстоит пройти тест на избирательную прочность гораздо скорее. Речь идет об Азербайджане, Казахстане и Беларуси.
Азербайджан, известный своими богатыми нефтяными запасами, будет первым - 6 ноября здесь будут проводиться парламентские выборы, на которых правящая партия ставит задачу сохранить свое подавляющее большинство. Ильхам Алиев, ставший президентом в 2003 году после своего отца, бывшего босса местного КГБ Гейдара Алиева, всячески старается укрепить свою власть. На прошлой неделе он уже нанес упреждающий удар, уволив двух влиятельных политиков - сторонника либерализма, министра экономики Фархада Алиева, и приверженца 'твердой руки', министра здравоохранения Али Инсанова. Оба были впоследствии арестованы по обвинению в подготовке государственного переворота.
Большинство оппозиционных партий объединились в избирательный блок под названием 'Свобода'. Они носят оранжевое в подражание Украине и, несмотря на запреты властей и жесткое противодействие полиции, организуют митинги протеста. Самому Алиеву президентские выборы предстоят только в 2008 году, так что непосредственная политическая опасность ему не грозит. Более того, с ростом доходов Азербайджана от экспорта нефти его позиции могут только усилиться. Однако проведенные аресты ясно показали, что в среде правящей элиты возникает фронда, подавить которую будет нелегко.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, бессменно стоящий у власти еще с коммунистических времен, в результате декабрьских выборов, скорее всего, сохранит свой пост. Ему удалось успешно сочетать авторитарную политику с вменяемой экономической системой. Даже если бы борьба на выборах была равной, он набрал бы хороший процент. Однако полагаться на судьбу Назарбаев, похоже, не собирается. В Казахстане не прекращаются аресты лидеров оппозиции и обыски в их домах и на рабочих местах.
Так же твердо намерен сохранить власть и президент-диктатор Беларуси Александр Лукашенко, который пойдет на выборы в сентябре 2006 года. Оппозиция, которую воодушевил в том числе и пример Украины, недавно выбрала своего единого кандидата на президентский пост - Александра Милинкевича. Однако давление тайной полиции на оппозицию не ослабевает - аресты лидеров партий и движений и независимых журналистов продолжаются.
Природа, естественно, не терпит пустоты - сегодня Россия с неослабным вниманием следит за тем, что происходит вокруг нее, причем сегодня ей гораздо проще вмешаться в происходящее, чем десять лет назад, поскольку ее казна до краев полна нефтяными доходами. На практике же Россия в основном поддерживает действующие режимы, поскольку оппозиционные группировки кажутся ей слишком ориентированными на Запад. А, учитывая, что в 2008 году России самой предстоят выборы, она явно не хочет, чтобы в ее ближайшем окружении возникали революционные прецеденты.
Соединенные Штаты все активнее высказываются в поддержку демократии на территории бывшего Советского Союза и отставляют в сторону сомнения, вызванные необходимостью дружить со своими союзниками по антитеррористической коалиции, в числе которых и президент Путин. ЕС проявляет меньшую напористость, что и понятно - в Европе понимают ключевую роль России в обеспечении континента энергоносителями. Однако Европа все равно входит в жизнь постсоветского пространства глубже и глубже, и делается это через новых членов Европейского Союза из Восточной Европы. ЕС, после успешного вмешательства в прошлогодний политический кризис на Украине, развертывает новое демократическое движение, особенно на своих границах. В ноябре начнется вещание на Беларусь по финансируемых ЕС радиостанций и интернет-сайтов. В следующем году последует и открытие телеканала.
Российские, американские и евросоюзовские дипломаты в один голос говорят, что их совершенно не обязательно ждет жесткое столкновение, когда речь зайдет о судьбе демократии в регионе. Правда, на Украине это все же произошло. И вероятность того, что это случится снова, не так уж мала.