Голландец Дерк Сауэр (Derk Sauer) стал в России медиа-магнатом. Его компания издает порядка 30 периодических изданий, в том числе русские версии 'Cosmopolitan' и 'Playboy', а до недавнего времени в этом списке числился еще и малоизвестный журнал о футболе. 'Журнал был очень приличный, вот только продавался плохо', - рассказывал он мне месяц назад, когда мы встретились за завтраком в Амстердаме. Вдруг в один прекрасный день ему позвонили и предложили продать издание. Сауэр недоумевал: кому понадобился такой убыточный журнал? Он заинтересовался именем покупателя. Естественно, им оказался олигарх Роман Абрамович.
'Это его любимый журнал, его 'библия', - изумляется Сауэр. - Один из наших репортеров отправился в штаб-квартиру 'Челси', чтобы взять у него интервью, и Абрамович показал ему шкаф, где хранятся буквально все номера журнала. Для Абрамовича это типичный поступок: он просто пожелал его заиметь'.
Подобные капризы изменили лицо современного футбола. Игру прибирают к рукам нефтяные магнаты - и не только россияне. История Абрамовича и 'Челси' - лишь одно из проявлений этого феномена. В 1990-х гг. считалось, что переворот в футболе произведут интернет и платное телевидение. Потом большие ожидания связывались с капиталами из Восточной Азии. Как выяснилось, революцию в игре совершила нефть.
Совместились сразу два фактора. Во-первых, природные богатства России были проданы в частные руки по бросовым ценам. Во-вторых, нефтяные цены превысили 60 долларов за баррель. В результате возникла когорта 'граждан мира', обладающих беспрецедентным в истории богатством. У них достаточно денег, чтобы удовлетворить практически любое желание, и они выбрали футбол. Вот несколько примеров:
Семья Каддафи, владеющая пакетом акций 'Ювентуса', в течение 10 лет выплатит 240 миллионов евро (162 миллиона фунтов) за то, чтобы на майках игроков 'Юве' красовалась реклама ливийской нефтяной компании 'Tamoil'. Это стало крупнейшей в истории сделкой о размещении рекламы на майках футболистов.
Алексей Федорычев, магнат, сколотивший состояние на производстве удобрений, в прошлом какое-то время играл за дубль 'Динамо'. В 2004 г. он купил 'Динамо' и приобрел для него нескольких западных игроков, выложив за них рекордную в истории российского футбола сумму. Но это было только начало: в дальнейшем Федорычев приобрел права на телетрансляцию матчей российской премьер-лиги и сборной страны, и еще один футбольный клуб - 'Ростов'. Кроме того, принадлежащая ему компания 'Fedcom' продолжает спонсировать французский клуб 'Монако', вышедший в финал Лиги Чемпионов в 2004 г.
В прошлом году Кия Джурабчан (Kia Joorabchian) купил бразильский клуб 'Коринтианс', а затем приобрел для него нападающего-аргентинца Карлоса Тевеса (Carlos Tevez) за 16 миллионов долларов (9 миллионов фунтов): это стало крупнейшей трансферной сделкой за всю историю латиноамериканского футбола. Считается, что Джурабчан получает финансовую поддержку от бывшего делового партнера - российского олигарха Бориса Березовского.
В будущем году 'Арсенал' получит новый стадион на 60000 мест под названием 'Эмираты' (Emirates). Дело в том, что авиакомпания богатых нефтью Объединенных Арабских Эмиратов заключила сделку о выплате 100 миллионов фунтов в течение 15 лет за то, чтобы ее брэнд присутствовал в названии стадиона и на майках игроков. Для 'Арсенала' это единственный шанс не отстать от купающегося в нефтяных деньгах 'Челси'.
Миллиардер Аркадий Гайдамак, занимающийся бизнесом в России, Франции, Израиле и Анголе, в августе купил иерусалимский клуб 'Бейтар'. О трансферах выдающихся игроков в этот клуб пока ничего не сообщалось.
Литовский 'мини-олигарх' Владимир Романов приобрел контрольный пакет акций шотландского клуба 'Хартс'; вчера он объявил о намерении купить оставшиеся акции и стать единоличным владельцем клуба. Романову удалось переманить в клуб нескольких игроков, и 'Хартс' теперь лидирует в первенстве Шотландской лиги (за последние 20 лет его выигрывали лишь два клуба - 'Рейнджерс' и 'Келтик'). В самой Литве Романову принадлежит клуб 'Каунас'.
Даже в Анголе нефтяные компании финансируют футбольные клубы.
В Италии Массимо Моратти (Massimo Moratti), владелец нефтеочистительных предприятий, продолжает финансировать тщетные попытки миланского 'Интера' завоевать какой-нибудь крупный трофей.
Возникает вопрос: зачем всем этим магнатам швырять деньги в 'бездонную бочку' футбола? Понятно, что для них это не просто развлечение. Джордж Оруэлл (George Orwell) как-то заметил об одном из диккенсовских персонажей, мистере Джарндисе: ни один человек, с таким трудом наживший состояние, не расстался бы с ним так легко. Отсюда и всяческие гадания на кофейной гуще - не преследуют ли олигархи какие-то неблаговидные цели?
Возможно, кое-кто из них, приобретая футбольный клуб, хочет тем самым 'купить' благожелательность властей той или иной страны. Так, Гайдамак - во Франции на него выписан ордер на арест - судя по всему, полагает, что, став влиятельным гражданином Израиля, он сможет обеспечить свою безопасность. Теми же мотивами, возможно, обусловлена и покупка 'Челси' Абрамовичем: тем самым он страхуется на тот случай, если впадет в немилость старого приятеля Владимира Путина. Что же касается клана Каддафи, то при новой 'сваре' с Вашингтоном им очень пригодится дружба Италии.
Однако, по мнению Сауэра, причины происходящего лежат на поверхности. Он знает о чем говорит: голландский предприниматель живет в шикарном московском пригороде, где его сын играет в футбол вместе с отпрыском самого Абрамовича, и вообще, после 16 лет, проведенных в России, он знает об 'олигархическом племени' не меньше, чем самый искушенный антрополог. Сауэр поясняет: У этих людей есть деньги, но нет статуса. Как вы поступите в таком случае? Верно, попытаетесь купить себе статус. В 1920-х гг. некоторые американские магнаты вели себя точно так же: они приобретали газеты, становились меценатами, ну и так далее.
Теперь все российские олигархи начинают покидать бизнес. Абрамович только что продал 'Газпрому' свою компанию 'Сибнефть'. Для многих олигархов веселые деньки закончились. Рано или поздно они все равно лишатся своих компаний. Так что они пытаются выручить за них как можно больше денег, а затем вкладывают капиталы в футбол'.
Собственно, для этих олигархов мало что изменилось: после того, как они сколотили первые миллионы, вся их активность в бизнесе и была, по сути, погоней за статусом.