Когда 6 ноября азербайджанские граждане пойдут на избирательные участки, их задачей будет не просто проголосовать за членов нового парламента. Они примут участие в выборах, которые, хорошо это или плохо, станут референдумом в отношении усилий США по распространению демократии во всем мире.
Свободные и честные выборы будут означать, что ислам, нефть и демократия могут сосуществовать. Фальсифицированные или сомнительные, напротив, подтвердят мнение, что смесь этих ингредиентов ни к чему хорошему не приводит, и, возможно, покажут, что Запад, и в особенности, США равнодушны к демократии, когда на карту поставлены нефть и военные базы.
Во многих отношениях Азербайджан идеально походит для такой проверки. Это богатая нефтью страна с преимущественно мусульманским населением, при этом обладающая богатым либеральным наследием со времен, предшествовавших советскому коммунизму. Азербайджан был первой мусульманской страной, открывшей школу для девочек (в 1901 г.) и первую оперу (в 1906 г.). В 1918 г. он стал первой демократической республикой региона. В стране высокий уровень грамотности, средний класс растет, а серьезные экстремистские мусульманские организации отсутствуют.
Однако нынешний режим не лишен недостатков. Спустя десять лет после краха коммунизма правители бывших советских республик нередко фальсифицировали результаты выборов, чтобы остаться у власти. Азербайджан не был исключением.
Президент Ильхам Алиев пришел к власти в результате махинаций на выборах два года назад, после того, как заболел долго правивший страной Гейдар Алиев, его отец. Оппозиционные силы организовали акции протеста. В столице страны, Баку, демонстрации переросли в насилие, и правительство быстро положило им конец. С тех пор другие близлежащие страны региона сделали резкий поворот в сторону демократии. 'Революция роз' в Грузии в 2003 г. свергла полуавтократа Эдуарда Шеварднадзе. В следующем году 'оранжевая революция' на Украине покончила с режимом президента Леонида Кучмы. А еще через несколько месяцев, в марте 2005 г., та же участь в результате 'революции тюльпанов' постигла киргизского президента Аскара Акаева.
В такой ситуации правительство Алиева предприняло ряд шагов - как положительных, так и отрицательных, - чтобы избежать революции в собственной стране. Президент провел избирательную реформу, которая включала в себя опубликование списка избирателей и прекращение дисквалификации кандидатов от оппозиции.
Однако власти предприняли и антидемократические меры, в т.ч. для того, чтобы арестовать бывшего президента Аяза Муталибова и бывшего спикера парламента Расула Гулиева, если те вернутся в страну для участия в выборах. Правительство Алиева не разрешило оппозиционным партиям проводить митинги на главной площади Баку и организовать мероприятия в общественных зданиях, а также практически перекрыло им доступ на национальное телевидение.
Опросы общественного мнения показывают, что партия Алиева скорее всего получит большинство мест даже при свободных и справедливых выборах, но молодому правителю не достает уверенности, чтобы допустить честное голосование. Чиновники, участвовавшие в махинациях на прошлых выборах, сохранили свои должности, а правительство отказалось последовать примеру Ирака, где на недавних выборах проголосовавшие опускали палец в красную краску, чтобы помешать одному человеку проголосовать несколько раз. Партия Алиева изменила избирательное законодательство таким образом, чтобы разоблачить фальсификации обычными способами, например, при помощи ведения параллельного подсчета голосов или опросов на выходе с участка, было сложнее. На настоящий момент Алиев не позволил Национальному демократическому институту (американской неправительственной организации, признанной во всем мире ведущим наблюдателем за выборами), присутствовать при подсчете голосов.
Более того, правительство арестовало лидеров азербайджанской студенческой организации, скопированной с молодежных движений, которые сыграли ключевую роль в акциях протеста в других странах региона. Их обвиняют в заговоре с целью вооруженного восстания.
Президент Буш не сделал практически ничего, чтобы повлиять на процесс. Напротив, Вашингтон посылает противоречивые сигналы, что лишь подбадривает злоумышленников на очередном рубеже мировой борьбы за свободу.
Лидеры азербайджанской оппозиции с энтузиазмом восприняли вторую инаугурационную речь Буша, в которой подчеркивалось его стремление защищать свободу. Однако те же азербайджанские демократы были расстроены противоположными сигналами, исходившими от министра обороны Дональда Рамсфелда, во время визита которого в страну, судя по сообщениям СМИ, было сделано все, чтобы обеспечить США новую военную базу в регионе.
Другие чиновники из администрации Буша основное внимание уделяют экспорту азербайджанской нефти на Запад, не желая признавать потенциальную роль страны как мусульманской демократии. Но теперь Буш и его внешнеполитическое ведомство должны четко обрисовать приоритеты и принципы США, тем более, что Алиев жаждет одобрения Вашингтона.
Став президентом, он отчаянно пытался добиться приглашения в Белый дом, чтобы таким образом доказать законность своего положения и усилить политическую борьбу против старой гвардии в своем правительстве и партии.
Буш должен направить Алиеву частное приглашение в Вашингтон, если выборы будут свободными и справедливыми. Он также должен оказать давление на лидеров оппозиции, призывая их воздержаться от насилия, независимо от исхода выборов. Массовые беспорядки лишь дискредитируют их, тогда как мирное сопротивление укрепит их ряды.
Наконец, для наблюдения за выборами Буш должен направить высокопоставленного американского чиновника. Прошлой осенью президент поступил мудро, послав сенатора-республиканца от штата Индиана Ричарда Лугара (Richard Lugar) на Украину. Осудив увиденные махинации, Лугар поставил США на сторону тех, кто выступает за справедливость. Если в следующем месяце Азербайджан подтолкнуть, мы снова окажемся на правильной, демократической стороне.
Майкл МакФол - старший научный сотрудник Института Гувера и профессор политологии Стэнфордского университета. Чингиз Маммадов - директор независимого исследовательского центра "Ватан" в Баку