Вчера российская "дочка" British Petroleum сообщила, что была вынуждена проводить регулярные консультации с преемником КГБ - Федеральной службой безопасности (ФСБ), чтобы развеять страхи Кремля, связанные с возможным доступом этой компании к государственным тайнам.
ТНК-ВР, 50% в которой принадлежит группе российских инвесторов-миллиардеров, а другие 50% - British Petroleum, возглавляемой лордом Брауном (Lord Browne), заявила, что уже некоторое время проводит консультации с ФСБ, в соответствии с российским законом о точном местонахождении стратегических нефтяных месторождений и доступе к секретной информации. "У нас были, есть и будут консультации с ФСБ по государственной тайне", - сообщила представительница компании Марина Драчева. Вопрос секретности появился на повестке дня вскоре после того, как президент Владимир Путин дал свое личное благословение на создание совместного предприятия в 2003 г., пояснила она, добавив, что связано это с доступом к подробным картам Сибири, где указаны нефтяные месторождения.
Как сообщают российские СМИ, ФСБ была недовольна тем, что основу руководства ТНК-ВР составляют британцы, и настаивала на недопущении их к отдельным картам и данным. Драчева не пояснила, как им удалось успокоить спецслужбы, сказав только, что это "внутреннее дело компании".
Однако источники в российских СМИ утверждают, что ТНК-ВР была вынуждена передавать работу на внешний подряд. Драчева, впрочем, подчеркнула, что вопрос никак не повлиял на текущую деятельность СП. "Наша работа не пострадала. Это никак не связано с лицензиями на месторождения. Ничего не остановилось, ни один проект не был приостановлен. Мы останемся законопослушным субъектом". Она постаралась развеять страхи, связанные с новым законопроектом, который, по мнению некоторых аналитиков, для ТНК-ВР может стать серьезным ударом. В соответствии с ним, участвовать в аукционах на разработку определенных месторождений "стратегической важности" смогут только компании, основной капитал в которых принадлежит россиянам. Какие месторождения станут недоступными для иностранцев, пока не решено.
"Мы надеемся на лучшее", - сказала Драчева, добавив, что ее компания не считает, что законопроект чем-то ей "грозит". Она опровергла предположения, что ТНК-ВР придется менять структуру собственности, чтобы обойти новые требования, и подчеркнула, что корпорация абсолютно уверена в своем руководстве и методах работы.
Однако конкуренты российско-британского СП в частных беседах выражают надежду, что Кремль, благодаря усиливающемуся желанию контролировать нефтегазовый сектор, в котором, похоже, происходит ренационализация путем воровства, не допустит ТНК-ВР в наиболее прибыльные проекты и помешает ей воплотить в жизнь свою стратегию по расширению деятельности. Высокопоставленные источники в самой компании назвали такие предположения "попыткой выдать желаемое за действительное".