Второй президентский срок Владимира Путина заканчивается в 2008 г. По российской конституции, вновь он баллотироваться не может. Однако реальной кандидатуры в преемники пока не видно. Ходят разговоры об изменении основного закона, чтобы позволить Путину остаться на третий срок или даже дольше. Говорят и о возможности ограничить полномочия президента и расширить функции премьер-министра, чтобы в 2008 г. Путин мог возглавить правительство, причем, возможно, на неопределенный срок. Сам российский лидер утверждает, что в 2008 г. уйдет со своего поста, а до этого не будет пытаться изменить конституцию.
Но независимо от того, останется ли Путин у власти как президент или премьер или ему на смену придет кто-то другой, Россия вполне может пострадать. До сих пор Путин направлял основные усилия на укрепление собственной власти, вместо того, чтобы эффективно решать многочисленные, давно назревшие проблемы страны (включая кризис системы здравоохранения, хроническую коррупцию и распространение чеченского конфликта на весь Северный Кавказ). Атака на СМИ и упорное желание назначать на различные должности силовиков, не имеющих должного опыта в других сферах, ограничили его способность не только разрешить проблемы России, но и понять их. Ситуация вряд ли изменится, если он останется на третий срок или станет премьером при номинальном президенте.
Однако не факт, что и новый президент будет лучше. Путин потратил значительную часть своего первого срока на ограничение политической и экономической власти тех, кого взрастил его предшественник, Борис Ельцин. Точно так же и его преемник вполне может посвятить первый срок ослаблению позиций тех, кого взрастил сам Путин. Передел собственности (особенно в нефтяной отрасли и СМИ), который при Путине объяснялся "нарушениями" во время приватизации ельцинской эпохи, при новом президенте может быть повторен из-за "нарушений", допущенных при Путине. Укрепление власти для нового президента вполне может стать более важной задачей, чем решение проблем.
Наихудшим вариантом может оказаться Путин в роли премьера при слабом президенте, если новый президент не захочет оставаться номинальной фигурой и начнется борьба за власть. Если Путину удастся сместить бунтовщика, у его диктатуры не останется даже фигового листка, которым можно было бы прикрыться. Однако и слабый президент, оказавшийся достаточно сильным, чтобы сместить Путина с поста премьер-министра, может оказаться не лучше.
Настоящая проблема России в том, что конституция 1993 г., написанная в то время, когда Ельцин боролся за власть с парламентом советской эпохи, который он затем разогнал силой, дает президенту слишком много полномочий. Ни у парламента, ни у судов нет возможности предотвратить злоупотребления властью или защитить обычных граждан. И пока конституция 1993 г. останется в силе, неважно, кто будет президентом. Ее изменение с целью позволить Путину стать премьером (возможно, на десятилетия), лишь усугубит ситуацию.
Как России справиться с этими трудностями? Одно из возможных решений - создание конституционной монархии. Восстановление этого института сыграло решающую роль в переходе Испании от автократии в демократии. В России она может сыграть аналогичную роль.
При конституционной монархии, избранный Думой премьер-министр будет управлять правительством. У царя или царицы прямой власти будет немного. Основной ролью монарха будет скорее предотвращать сосредоточение слишком большой власти у правительства и, особенно, у премьера. Кроме того, достойное поведение царя могло бы подать пример не только всему обществу, но и кабинету. Он мог бы оказывать покровительство журналистам и другим критикам властей, которое сейчас для них недоступно. Наконец, конституционный монарх, обладающий правом помилования, мог бы исправить многие юридические эксцессы, допущенные Путиным.
Пойдет ли на это нынешний президент? Это безусловно было бы в его интересах, ведь в таком случае он сможет уйти в отставку, не опасаясь потерять все, что имеет. Такой риск существует, если ему на смену придет новый президент и, особенно, если он попытается остаться у власти, изменив конституцию.
Кого избрать конституционным монархом? Конечно, есть немало претендентов на российский престол. Дума, избранная в 2007 г., должна будет остановиться на одном из них. Важно, чтобы избранник был относительно молод (40-50 лет), здоров, интеллигентен и, что немаловажно, уважаем. Неплохо, если у него уже будет взрослый сын или дочь, способные исполнять роль наследного принца (принцессы), чтобы установить порядок престолонаследия.
Конечно, крайне маловероятно, что крепкие орешки, сейчас заправляющие в Кремле, когда-либо допустят появление конституционного монарха, который ограничит их власть или просто отправит в отставку. Но когда им на смену придут другие, не менее крепкие парни, они, возможно, сильно пожалеют о несделанном.
Марк Кац - профессор политологии и государственного управления университета Джорджа Мейсона.