13 октября чеченские боевики (часто называемые террористами, бандитами или повстанцами) напали на столицу Кабардино-Балкарии Нальчик. Этот город расположен всего лишь в 100 километрах от Беслана, в котором в сентябре 2004-го года террористы взяли в заложники более 1000 людей.
Согласно данным различных источников, в нападении в Нальчике участвовало от 100 до 200 чеченских боевиков (это слово в литовском языке переводится еще и как 'бойцы' - прим. перев.). Нападавшие атаковали расположенные в городе государственные учреждения и отделения милиции. Во время вылазки погибло около 100 человек. По меньшей мере, половина погибших - нападавшие, вторая половина - сотрудники российских служб безопасности и мирные жители. Ответственность за вылазку взял на себя чеченский полевой командир Шамиль Басаев.
Чего добивались нападавшие?
Чаще всего утверждается, что организаторы вылазки в Нальчике стремились захватить правительственные объекты и потребовать независимости Чечни. Некоторые русские журналисты утверждают, что во время вылазки чеченцы попросту хотели захватить находящийся в Нальчике оружейный арсенал. Более детальной информации о планах нападавших почти не обнародуется. И все-таки, немного углубившись, можно сделать интересные наблюдения на эту тему.
По словам эксперта по терроризму Фреда Бартона, основной целью нападавших в Нальчике был захват аэропорта. Аэропорт был необходим чеченцам, чтобы осуществить план, согласно которому можно было бы повторить террористические вылазки в США 11 сентября 2001 года. Только из-за неудачного молниеносного захвата аэропорта, в котором нападавших уже поджидали готовые к обороне представители российских силовых структур, чеченцы атаковали государственные учреждения и отделения милиции.
По плану, груженные взрывчаткой самолеты из Нальчика должны были нанести удар по Кремлю, расположенным в Ростове-на-Дону военной базе и железнодорожному узлу, атомной электростанции неподалеку от Саратова, гидроэлектростанции или водохранилищу в районе Волги. В то же время, стремясь отвлечь внимание, должны были быть заминированы важные правительственные здания и взяты заложники. В вылазке должны были участвовать, по меньшей мере, 700 чеченских боевиков, поэтому вероятно, что хотя бы часть этого плана имела реальную основу.
В последнее время заметно стремление руководимых Ш.Басаевым боевиков, используя российско-чеченский конфликт, открыть новый глобальный фронт джихада. Не случайно чеченские террористы активно сотрудничают с ваххабитами-исламистами, прибывшими из Саудовской Аравии. Планируя вылазки, Ш.Басаев все чаще руководствуется опытом 'Аль-Каиды' и зарубежных боевиков.
Предательство
И в России, и на Западе говорят о том, что планы нападавших в Нальчике нарушило предательство. Русские силовые структуры знали о планируемой вылазке и были к ней готовы. За несколько дней до нападения российские власти перебросили в Нальчик дополнительные военные силы.
Уже стали раздаваться мнения, что рядовым чеченцам начинает надоедать затянувшаяся кровавая борьба и сопровождающая ее нестабильность. От действий российской стороны и сопротивляющихся им чеченских бойцов больше всего страдают местные мирные жители. Все чаще чеченцы хотят вернуться к нормальной жизни. По этой причине ряды боевиков Ш.Басаева все чаще пополняют прибывающие из-за рубежа радикальные исламисты, которым местные жители не особенно симпатизируют.
По словам Ф.Бартона, планы чеченских боевиков выдал человек, который, либо соблазнился предложенным Москвой вознаграждением за ценную информацию; либо был сотрудником российских спецслужб, вкравшимся в доверие к чеченским бойцам; либо случайно узнал о планах нападавших и информировал о них российские органы.
В немалой степени к неудаче нападавших чеченцев привело и то, что проводившие вылазку бойцы были плохо подготовлены. В свою очередь, российские силовые структуры добились немалого прогресса в области сбора разведывательной информации и увеличили эффективность своей контртеррористической стратегии. Похоже, что были учтены уроки освобождения заложников из театра в Москве и в школе Беслана.
Обобщая, можно утверждать, что вылазка в Нальчике, при условии, что нападавшим удалось осуществить хотя бы часть своего плана, могла иметь значительно более болезненные последствия. Похоже, что Ш.Басаев и его сподвижники, пользуясь помощью радикальных исламистов из других стран, стремится осуществить широкомасштабный план, способный определить серьезные геополитические изменения. Правда, в то же время заметен прогресс силовых структур России в области борьбы с терроризмом. Также нужно иметь в виду, что чем масштабнее замыслы террористов и чем больше людей в них вовлечены, тем меньше вероятность их осуществления.