Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Две проблемы внешней политики США

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
После затянувшегося периода неопределенности в отношении того, с какими внешнеполитическими вопросами может столкнуться страна, наступило относительное облегчение. Следующему поколению американцев на международной арене придется решать две основные задачи: как эффективно бороться с исламскими джихадистами и при этом что-то делать с Китаем, добивающимся статуса великой державы

После затянувшегося периода неопределенности в отношении того, с какими внешнеполитическими вопросами может столкнуться страна, наступило относительное облегчение. Следующему поколению американцев на международной арене придется решать две основные задачи: как эффективно бороться с исламскими джихадистами и при этом что-то делать с Китаем, добивающимся статуса великой державы. Каждая из этих проблем сама по себе требует самого пристального внимания, а возникнув одновременно, что кажется неизбежным, они, вполне вероятно, могут оказаться неразрешимыми для государственной машины и национального мышления, которые лучше приспособлены к решению одной задачи за раз.

Впервые внешнеполитическим стратегам пришлось столкнуться с двумя неприятными и непохожими вызовами. Хотя во время Второй мировой войны мы действительно воевали на двух фронтах - на Атлантике и на Тихом океане - и против двух совсем разных врагов - нацистской Германии и имперской Японии, - военная сила, использовавшаяся для разгрома оси Берлин - Рим - Токио, была в целом однородной и лишь немного видоизменялась в зависимости от географии. Затем, во время Холодной войны, сформировавшей нынешних политиков, перед США был один организованный вызов, исходящий от Советского Союза. Но та эпоха закончилась, и теперь Америке нужно бороться с двумя проблемами - с не признающими границ воинами джихада и с появлением экономического, политического и военного гиганта на Востоке.

После 11 сентября в Афганистане и Ираке США в основном опирались на военную силу. Весьма неожиданным последствием продолжающейся борьбы на Ближнем Востоке (в дополнение к тому, что американские войска увязли в военных действиях в тяжелых городских условиях) стало то, что США оказались слишком заняты одним регионом, тогда как в другом, в стремительно развивающейся и стратегически важной Азии, Китай огромными шагами модернизирует армию, покоряет экономические высоты и совершает дипломатические рейды. Американцы говорят о необходимости "управлять" становлением Китая в качестве доминирующей державы, но было бы более уместным сказать, что это Китай все больше пытается управлять мыслями и действиями Америки, одновременно укрепляя свои достижения в мире.

Правда и то, что США сейчас подходят к завершению первого этапа стратегий, разработанных для решения каждой из этих международных проблем, и в обоих случаях несколько разочарованы результатами. На протяжении целого поколения Америка проводила в отношении Китая политику "вовлечения".

Этот не совсем четко определенный подход основывался на экономическом взаимодействии с целью включить Срединную империю в международное сообщество, но был лишен четких стандартов успеха или поражения. Конечно, США застраховали свои ставки, сохранив серьезное военное присутствие в азиатско-тихоокеанском регионе, но "вовлечение" и "страхование" в этом подходе не слишком хорошо интегрированы, а потому Америке пора задуматься о том, как лучше всего взаимодействовать с Китаем на следующей стадии.

В войне с террором на первом этапе нашей кампании против джихадистов мы слишком сильно опирались на военную мощь и недостаточно использовали комплексную политическую стратегию.

Каждая из этих ключевых проблем требует полноценного использования всех инструментов успешной внешней политики, включая культивацию союзников и друзей, целенаправленную иностранную поддержку, осмотрительное применение военной силы, активную деятельность разведки и демонстрацию политической воли. Разница лишь в деталях.

По отдельности каждая из этих проблем достаточно серьезна, а попытки управлять подъемом Китая и вести войну с терроризмом одновременно могут и вовсе потерпеть неудачу. Учитывая, что интенсивная борьба с джихадистами - это неотъемлемая черта внешней политики США, тогда как отношения с Китаем представляют собой сложную смесь сотрудничества и конкуренции, но вовсе не обязаны вылиться в открытую враждебность, американским стратегам пора задуматься над тем, как лучше сбалансировать решение параллельных задач. Так, сотрудничество с Китаем в войне против терроризма должно стать основной чертой дипломатической стратегии США в Пекине.

Борьбы с джихадистами не избежать, тогда как военное противостояние с Китаем вовсе не предопределено. Разумная дипломатия учла бы эти различия и попыталась бы разработать соответствующие стратегии. Хотя США будут вынуждены продлить "страховку" в Азии, у них есть фундамент для развития стратегического сотрудничества, одной из потенциальных выгод которого могло бы быть создание объединенного фронта против террористической угрозы. Это не означает, что конкуренция и откровенная враждебность в Азии исчезнут. Они останутся, но этими различиями можно управлять, чтобы получить возможность сосредоточиться на более явной и общей опасности.

Курт Кэмпбелл - старший вице-президент и директор программы международной безопасности вашингтонского Центра стратегических и международных исследований.