Будущий президент Польши после своего избрания берет обращающий на себя внимание примирительный тон. Однако успех Лехи Качиньского во втором туре выборов в прошедшее воскресенье является плохой новостью не только для его противников у себя дома, но и в целом для всей Европы.
Тоска по порядку и сильному человеку заставила проголосовать за патриота, поляризующего общество, прежде всего, сельское население. Однако для жителей крупных городов и Западной Польши, ориентированных на Европу, избрание авторитарного блюстителя морали является шагом назад. Президентом всех поляков, сегодня об этом уже можно говорить, Качиньский, видимо, никогда не станет. Поскольку новый президент вряд ли сможет привлечь на свою сторону скептически настроенных к нему избирателей, проголосовавших против него, лишь с помощью патриотического пафоса.
Сильно ошиблась в своих расчетах в плане союза с партией 'Право и справедливость' (PiS) Качиньских праволиберальная 'Гражданская платформа' (РО). Вместо того чтобы ясно дистанцироваться в оппозиции от глупостей PiS, РО сделала вместе с ней общее дело не только что касается грубой резолюции с требованием уплаты якобы остающихся после войны репараций. Правые либералы, настроенные по-настоящему проевропейски, попытались под лозунгом 'Ницца или смерть' выступить в споре по вопросу конституции Европейского союза даже в роли патриотов, защитников отечества. Однако в случае сомнений избиратель решает в пользу убедительного оригинала: РО из-за своего робкого отмежевания находилась во время предвыборной борьбы постоянно в обороне.
Однако европейских партнеров заставляет с тревогой взирать на Варшаву не только неуверенность по поводу стабильности нового правительства. Вряд ли можно ожидать позитивных внешнеполитических инициатив Качиньского, обращенного, что касается деликатных отношений с соседями и бывшими противниками по войне Германией и Россией, в историческое прошлое. Качиньский хочет активно поддерживать традиционно хорошие связи с Вашингтоном, - а в Европе добиваться реализации своих национальных интересов. Однако слишком жесткий подход к партнерам, может оказаться для Польши бумерангом. Поскольку самый крупный новый член ЕС, как и прежде, зависит от их солидарности и понимания.
Несмотря на весь скепсис, соседи по ЕС сделали бы правильно, встретив нового правителя на Висле с соответствующей откровенностью. Поскольку полякам в ближайшие годы, видимо, как никогда раньше, потребуется дух открытой Европы.