Валдас Адамкус (Valdas Adamkus) любит говорить прямо. И поскольку это так, то накануне первого официального визита главы литовского государства в Германию имели место неприятности дипломатического плана. Перед своим визитом в Берлин глава литовского государства, говоря о соглашении, связанном со строительством германо-российского газопровода, обвинил немецкую сторону в 'полном незнании' отношений с соседними странами. Это вызвало раздражение у федерального канцлера Герхарда Шредера (Gerhard Schrоеder), в результате чего его вчерашний разговор с Адамкусом в Берлине носил 'очень откровенный характер'. Как уверял литовец, это определение - дипломатичное описание серьезных разногласий.
Шредер назвал высказывание своего гостя не оправданным 'ни по форме, ни по содержанию'. Намерение строить газопровод через Балтийское море, а не через Прибалтику и Польшу - право частного консорциума, формирующего свои деловые отношения на длительный период времени.
Выступая затем в программе "International Round Table" 'Deutsche Welle' Адамкус сказал, что с его страной, являющейся членом европейской семьи, могли бы, по крайней мере, проконсультироваться. Литовец опасается, что его страна окажется отрезанной от путей снабжения энергоносителями. 'Мы окажемся изолированными', - жаловался глава государства, а затем объявил, что собирается вновь обратиться по этому вопросу к новому федеральному канцлеру Ангеле Меркель (Angela Merkel). Его страна, будучи членом НАТО и ЕС, чувствует себя 'уверенно', подчеркнул 78-летний президент, избранный на свой пост в прошлом году во второй раз. Его народ, дескать, чувствует, 'что он не одинок, что важно с психологической точки зрения'.
По его словам, Россию, являвшуюся с 1940 года по 1990 год оккупационной державой, можно рассматривать в качестве угрозы только в экономическом плане. Иначе относится он к Белоруссии, с которой у его страны 600 километров общей границы. 'Когда просыпаешься по утрам, ты никогда не знаешь, что происходит в Минске', - говорит Адамкус. 'Последняя диктатура' Европы воспринимается как проблема в плане безопасности границ также и в Брюсселе. Адамкус не исключает, что войска Лукашенко могут напасть на небольшое прибалтийское государство. Европа должна более определенно показать, что не оставит в одиночестве ни белорусскую оппозицию, ни народ.
Его отношения с белорусским президентом можно, видимо, охарактеризовать как напряженные. Он, говорит о себе Адамкус, провел большую часть своей жизни в США и сделал там карьеру в структурах, занимающихся защитой окружающей среды, о нем говорят: 'Капиталист оказывается такой же человек!'