Москва, 26 октября 2005 года. На встрече в Москве в среду шести стран, входящих в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), Россия и Китай, по мнению экспертов, могут сделать еще один шаг в направлении создания евразийской военной конфедерации в качестве противовеса Организации Североатлантического договора (НАТО).
ШОС, которая была создана в 2001 году с ограниченными целями содействия сотрудничеству в бывшей советской Средней Азии, быстро превращается в региональный блок безопасности и вскоре может принять новых членов, в частности, Индию, Пакистан и Иран.
По мнению экспертов, главных членов ШОС, Россию и Китай, объединяет стремление выдавить Соединенные Штаты Америки - влияние которых достигло своего пика после событий 11 сентября 2001 года - из окружения ШОС. "Четыре года назад, когда была создана ШОС, официальный Вашингтон отнесся к ней с пренебрежением и объявил, что это не является причиной для озабоченности, - говорит Ариэль Коэн (Ariel Cohen), старший научный сотрудник фонда "Heritage Foundation" в Вашингтоне. - Сейчас ясно, что они ошибались".
Ожидается, что на встрече в среду будут обсуждены вопросы сотрудничества в сфере безопасности, включая ряд предстоящих совместных военных учений вооруженных сил стран ШОС. Также возможно, что будет достигнута договоренность о создании "Контактной группы" для Афганистана. Это помогло бы России и Китаю - оба из которых озабочены ростом потоков опиума и разрастанием исламизма - установить прямые отношения между ШОС и правительством Афганистана. Хотя данный шаг вызывает большие сомнения, учитывая присутствие в Афганистане войск НАТО и горькие воспоминания афганцев о вооруженной борьбе против российских оккупантов на всем протяжении 1980-х годов, русские могут в этом преуспеть, поскольку у них все еще остаются давнишние союзники в этой стране.
Во встрече в среду должны принять участие премьер-министры России, Китая, Казахстана, Киргизстана, Узбекистана и Таджикистана, а также высокопоставленные официальные лица из нескольких недавно получивших в ШОС статус "наблюдателей" стран, включая министра иностранных дел Индии Натвара Сингха (Natwar Singh), премьер-министра Пакистана Шауката Азиза (Shaukat Aziz) и вице-президента Ирана Парвиза Давуди (Parviz Davudi).
Быстрому усилению ШОС способствовали ухудшающиеся условия безопасности в бывшей советской Средней Азии, а также сильное желание Москвы и Пекина иметь средство, которое могло бы противодействовать влиянию США в регионе.
"Москва ищет возможности для того, чтобы показать, в первую очередь Вашингтону, что Россия по-прежнему является важным игроком в этом регионе, - говорит Федор Лукьянов, главный редактор журнала "Россия в глобальной политике", который является партнером выходящего каждые 2 месяца американского журнала "Foreign Affairs". - Амбиции Китая быстро растут, и он тоже хочет превратить ШОС в нечто большее и более эффективное".
Российские руководители обвиняют администрацию Буша (George W. Bush), делающую упор на строительство демократии, в недавних волнениях, включая революцию в Киргизстане и, предположительно, исламистское восстание в Узбекистане. "Вашингтон намерен распространять демократию, в которой он видит панацею от всех социальных и геополитических бед, - говорит Сергей Караганов, председатель Совета по внешней и оборонной политике, который дает рекомендации Кремлю. - Но нам ясно, что всякая быстрая демократизация этих (среднеазиатских) стран приведет к хаосу".
На своем саммите в июне с.г. ШОС потребовала от Соединенных Штатов назвать сроки закрытия своих военных баз, которые с молчаливого согласия Москвы были созданы на территории Узбекистана и Киргизстана после событий 11 сентября. В июле узбекский лидер Ислам Каримов потребовал от Соединенных Штатов эвакуировать американскую авиабазу в Карши (Ханабад) до конца текущего года.
Однако в ходе двух недавних визитов в Киргизстан государственного секретаря США Кондолизы Райс (Condoleezza Rice), по-видимому, удалось договориться о бессрочной аренде американцами авиабазы в аэропорту "Манас" - пусть даже и при резком увеличении арендной платы.
"Нет оснований для веселья, - говорит г-н Коэн. - Вашингтон послал россиянам сигнал, что он не собирается добиваться каких-либо новых военных баз в Средней Азии. В сущности, мы ничего не делаем, чтобы противодействовать направленным против нас акциям".
В ходе совместных учений в августе российские стратегические бомбардировщики, подводные лодки и воздушные десантники отрабатывали оказание помощи "вторжению" китайских наземных сил в некий "дестабилизированный" район на Дальнем Востоке. В этом месяце министр обороны России Сергей Иванов предложил провести под эгидой ШОС первые в истории военные игры с участием Индии, Китая и России. "В принципе это возможно, - сказал он. - ШОС создавалась для решения вопросов безопасности".
В случае, если в ШОС войдут такие страны, как Индия и Иран, ее влияние может распространиться в Южную Азию и на Ближний Восток. "Индия рассматривает свой статус наблюдателя (в ШОС) как ступеньку на пути к полноправному членству", - говорит один работающий в Москве индийский дипломат, который попросил не называть его имени. Но он добавил, что Индия, которая недавно улучшила свои отношения с Соединенными Штатами, не хочет посылать антиамериканское сообщение. "Мы надеемся, что американцы поймут наше желание быть в составе ШОС, а не вне этой организации", - заявляет он.
Хотя на бумаге потенциальные возможности ШОС кажутся огромными, эксперты заявляют, что внутреннее соперничество помешает ей превратиться в блок безопасности по типу НАТО. "Ну, какие из России и Китая союзники? - вопрошает Аркадий Дубнов, эксперт из газеты "Время Новостей". - Основной для них вопрос в Средней Азии, кто там возьмет верх".
И все-таки идея объединенного восточного блока кое для кого в Москве весьма притягательна. "Очень важно, что региональные державы проявляют стремление к разрешению евразийских проблем без вмешательства Соединенных Штатов, - говорит Александр Дугин, президент Международного евразийского движения, членами которого являются, в том числе, российские бизнесмены и политики. - Шаг за шагом мы строим мировой правопорядок, который не будет основан на униполярной гегемонии США".
Вот что говорит Коэн: "В конце концов, они там, в Вашингтоне, проснутся и поймут, что им брошен вызов. Но не будет ли слишком поздно?"