Состоявшийся на этой неделе аукцион по продаже сталелитейного завода 'Криворожсталь' стал большим триумфом для пока не оперившейся рыночной экономики Украины и хорошей новостью для правительства Виктора Ющенко. Сумма в 4,8 млрд. фунтов, которую заплатила за предприятие компания Mittal Steel, превзошла ожидания, а торги были проведены честно и открыто. Это событие успокоит инвесторов, которые были выбиты из колеи внутренними распрями в украинском руководстве; оно также успокоит взволнованных сторонников Ющенко, продемонстрировав, что у него достаточно силы воли для исправления нарушений, допущенных коррумпированным правительством Леонида Кучмы.
Прошлогодняя продажа 'Криворожстали' была одной из самых худших и сомнительных приватизационных сделок постсоветского периода. Иностранцев к участию в аукционе не допустили, и завод был продан всего за 800 млн. долларов (448 млн. фунтов стерлингов) группе местных бизнесменов, в которую входил и зять Леонида Кучмы. Следовательно, данное предприятие стало совершенно очевидным кандидатом на реприватизацию. Более сложный вопрос состоит в другом: что делать дальше?
Во время визита на прошлой неделе в Лондон, в интервью газете 'Financial Times', Виктор Ющенко страстно и настойчиво говорил о том, что миллионы людей, вышедших на улицы в поддержку оранжевой революции, заслуживают того, чтобы Украина отменила нечистые и незаконные сделки по передаче государственной собственности в частные руки. Он прав, но данный процесс необходимо строго и жестко контролировать, иначе лекарство окажется еще страшнее, чем сама болезнь.
Украинский пересмотр прошлых приватизационных сделок следует ограничить по масштабу, во время его проведения необходимо руководствоваться правилами прозрачности, а сам процесс должен быть осуществлен в четко обозначенный и короткий период времени. Иначе возникнет опасность искажения и извращения данного процесса политическими вендеттами, как это произошло в России с 'ЮКОСом'.
В идеальном мире каждая приватизационная сделка осуществляется и оценивается в ходе открытого и узаконенного процесса, а результатом ее может стать значительная сумма налоговых поступлений. Но с учетом слабости и коррумпированности институтов государственной власти на Украине никакие суды и специальные комиссии не смогут проконтролировать такой процесс.
Менее желательной, но более практичной альтернативой является реприватизация а-ля 'Криворожсталь'. Ющенко поступил мудро, держа этот вариант в резерве и одновременно пытаясь найти такое решение проблемы, в котором бы учитывалось несоответствие заплаченной цены и настоящей рыночной стоимости ряда ценных и дорогостоящих предприятий страны. При проведении реприватизации важно, чтобы правительство компенсировало убытки его предыдущим владельцам.
Несколько умело проведенных реприватизационных сделок могло бы существенно пополнить оскудевший бюджет государства, а лишение немногочисленной олигархической клики права собственности на предприятия помогло бы переориентировать экономику страны, сделав ее более открытой для внешнего мира и более конкурентоспособной.
Достижение этих целей при условии недопущения ошибок, сделанных Россией, будет непростым делом. Однако успешная сделка по продаже 'Криворожстали' компании Mittal Steel - это самое лучшее начало. Это и признание международного авторитета предпринимателей из азиатской диаспоры, и реальная возможность для привлечения надежных иностранных инвесторов на постсоветское пространство.