Российского президента Владимира Путина встречают на Украине снова с радушием. О его деструктивной роли во время Оранжевой революции год назад забыли. Оба героя революции - президент Виктор Ющенко и бывший премьер-министр Юлия Тимошенко - рассорились и представляют собой на Украине два политических полюса. Тимошенко побывала недавно даже в Москве и, говорят, пообещала Кремлю, что в случае ее прихода к власти Украина не будет вступать в НАТО.
Энтузиазм Ющенко по поводу быстрого вступления его страны в ЕС и в НАТО тоже уступил место трезвому прагматизму. Украина не может игнорировать усталость европейцев от расширения ЕС. Конечно, министр обороны США Рамсфелд (Rumsfeld) только что потребовал в Литве вступления Украины в НАТО, но новая тональность, которая слышится из Киева, отличается осторожностью: там ни в коем случае не хотят раздражать Россию. Действительно, экономика Украины зависит от импорта российских энергоносителей. Возможность экономического присоединения к Западу Украина в очередной раз упустила. Собственный парламент блокирует ускоренное вступление страны в ВТО.
Революция, говорят сегодня в Киеве, была не более чем протестом против авторитарного режима Кучмы, она не привела к принятию новой системы ценностей. Темпы экономического роста на Украине снизились с двенадцати до трех процентов. Западные инвесторы стоят в стороне, в мутной воде теневой экономики и сделок по сговору ловят сегодня рыбку снова российские финансовые и промышленные магнаты.
Ющенко и Тимошенко несут в одинаковой мере ответственность за надвигающуюся политическую катастрофу. Тимошенко, очевидно, злоупотребила своим служебным положением премьер-министра в своих собственных властных интересах. Не дожидаясь проведения экономических реформ и реформы судебной системы, она начала борьбу за перераспределение против олигархов эпохи Кучмы, при этом покровительствовала другим, близким к ней концернам.
Либерализация экономики при Тимошенко не состоялась, наоборот, популистские подарки населению, а также сомнительные административные методы контроля над экономикой отдалили страну от идеи рыночной экономики. В то время как Тимошенко заявляла корреспонденту этой газеты о том, что ее волю к реформам постоянно сдерживал Ющенко, глава секретариата президента Олег Рыбачук подчеркивал, что правительство Тимошенко преднамеренно блокировало важные задания президента.
Сам Ющенко не один месяц после революции находился больше за рубежом (где он добивался интеграции своей страны с НАТО и ЕС или же ковал вместе с грузинским президентом Михаилом Саакашвили планы демократизации постсоветского пространства), чем у себя дома. Для правительственных дел он практически не находил времени. Друг Ющенко, предприниматель и шоколадный король Петр Порошенко, злоупотребил своим положением секретаря Совета национальной безопасности тоже в своих собственных интересах.
С точки зрения харизмы Ющенко проигрывает Тимошенко. Она, без сомнений, будет стремиться занять высшую ступеньку власти в стране или на предстоящих в марте будущего года парламентских выборах или с помощью организации нового протестного движения снизу. В январе Украина превращается из президентской в парламентскую республику. Если партия Тимошенко получит в парламенте большинство мест, то вскоре она могла бы стать премьер-министром и реальным главой государства.
Ющенко теперь нужна еще более срочная помощь Запада, однако США и ЕС так нагружены своими внутренними проблемами, что почти совсем потеряли на экранах своих радаров Украину. Некоторые западные политики, видимо, даже рады, что в настоящих условиях со стороны ЕС ослабло давление, направленное на то, чтобы предложить Украине перспективу вступления, не требующую оплаты.
Напротив, президент Путин будет использовать внешнеполитический паралич Запада, чтобы умело маневрировать между лагерями Ющенко и Тимошенко. То, что Берлин и Москва взялись за балтийский газопровод, означает, что Украина потеряет свою монополию на транзит российского газа. Москва в скором времени, возможно, снова будет приманивать Киев идеей единого экономического пространства.
Александ Рар - эксперт по России, руководитель рабочей группы Кербера (Kоеrber) в Немецком обществе внешней политики.