В России все еще действует мораторий на смертную казнь, хотя правительство при вступлении в Совет Европы взяло на себя обязательство отменить смертную казнь. В своем решении от июня 2005 г. Совет Европы напоминает России об этом обязательстве.
Волна дискуссий о возврате к применению смертной казни регулярно захлестывает российское общество. Но в России XXI века смертная казнь должна быть окончательно отменена. Несмотря на волну насилия, захлестнувшую общество, несмотря на новые, зверские формы, которые сегодня обретает террор, общество не увеличит свои шансы на победу над террором, если позволит себе ввязаться в гонку насилия. Эта гонка будет такой же бесперспективной, как когда-то гонка вооружений.
Конечно, трудно удержаться от эмоций, когда речь идет о гибели близких людей, мирных жителей и детей. И все же вопрос применения смертной казни слишком серьезен, чтобы решать его, исключительно на основе эмоций. Даже если большинство выступает за смертную казнь. Ибо большинство далеко не всегда право.
Терри Дэвис, Генеральный секретарь Совета Европы, сказал однажды: 'Цель террористов заключается в том, чтобы навязать всему цивилизованному сообществу свой уровень мышления. Низвести общество до уровня варваров. Но наша первоочередная задача состоит в том, чтобы ни в коем случае не допустить этого. Отличие цивилизации от этих бандитов состоит в том, что они готовы убивать невиновных, в то время как мы не отнимаем жизнь даже виновных'. Именно это и есть мораль более сильного, для которого право превыше гнева и мести.
Вступая в Совет Европы, Россия взяла на себя обязательство присоединиться к сообществу государств, отменивших смертную казнь. Это все европейские государства, за исключением России, ограничившейся мораторием на применение этой меры наказания. И это та Россия, которая так гордится своими традициями гуманизма, добра и духовности. Но один из главных критериев демократического развития государства в Европе заключается в том, применяется ли в таком государстве смертная казнь или она отменена. А это, если угодно, может быть критерием доверия к государству, которое утверждает, что сделало демократический выбор. Не случайно в Совете Европы обсуждается в связи с этим даже применение санкций к России.
При всей необходимости сохранить свое лицо по отношению к политическим партнерам Россия, естественно, должна, прежде всего, руководствоваться своими собственными национальными интересами. Но и с этой точки зрения есть достаточно аргументов за полную отмену смертной казни. Необходимо законодательно закрепленное, достаточно жесткое, эффективное и неизбежное наказание за тяжкие преступления, и прежде всего, для террористов. При этом речь идет и о предотвращении новых терактов. Чтобы достичь этого, жестокость наказания не имеет значения. Необходимо бороться с причинами и корнями, а не с последствиями.
В мире не существует достоверной статистики, которая бы доказывала причинно-следственную связь между применением смертной казни и снижением преступности. Очевидно, такой связи не существует. В США, например, где в некоторых штатах все еще практикуется смертная казнь, на 100 000 жителей приходится 6 убийств. Но число убийств в штатах, где есть смертная казнь, значительно выше, чем в тех, где ее нет. В европейских странах, где смертная казнь была отменена, эти цифры значительно ниже. Ни в одной стране-члене Совета Европы отмена смертной казни не привела к росту кровавых преступлений.
Террористы сегодня все чаще прибегают к услугам фанатиков-смертников, которым, совершенно очевидно, нечего терять. Они нередко воспринимают смерть как кратчайший путь на небеса. Смертная казнь не может остановить фанатика от совершения теракта. Намного важнее и эффективнее в борьбе с терроризмом было бы показать, что такие поступки богопротивны и что верующие их не приветствуют. Лжеучениям тех, кто посылает смертников, необходимо противопоставить мораль всех религий, запрещающих убийства, по каким бы мотивам они не осуществлялись.
Нередко террористы пытаются после совершения терактов скрыться за границей. Если следователи узнают, где они находятся, органы правосудия обращаются к этим странам с просьбой об экстрадиции террористов. Но и в этом случае наличие смертной казни в России может стать аргументом для того, чтобы отказать в экстрадиции. В статье 11 'Европейской конвенции об экстрадиции' говорится: 'Если преступление, в связи с которым запрашивается экстрадиция, наказывается смертной казнью в запрашивающей стране в соответствии с ее законом, то в экстрадиции может быть отказано, если в запрашиваемой стране смертная казнь за такие деяния не предусмотрена и если запрашивающее государство не даст запрашиваемому достаточно убедительной гарантии, что смертный приговор не будет приведен в исполнение'.
Не следует также забывать, что есть вполне конкретные обязательства, которые Россия взяла на себя после вступления в Совет Европы, в частности подписав вышеназванный 6-й Протокол. Россия сама взяла на себя обязательство отменить смертную казнь в условиях мирного времени и ратифицировать Протокол в течение 3 лет. Этого не произошло до сих пор. Россия существенно теряет в своем авторитете, поскольку не соблюдает со всей ответственностью свои международные обязательства.
Приведенные аргументы являются исключительно личными соображениями, и не выражают точку зрения партии 'Единая Россия', думского Комитета по международным делам или же всех других парламентариев нижней палаты. Но смертная казнь - это как раз та тема, по которой нужно высказывать и обсуждать личные точки зрения.