Статья Тристрама Ханта (Tristram Hunt) о том, как Лондон рекламирует себя в России ('Почему Англия привечает баронов-разбойников?' от 25 октября) странная и вредная. Она также может показаться шовинистической. Его мысль о том, что 'олигархи' проводят свое время за чтением рекламных журналов о Лондоне, продаваемых в России, или что эти журналы оказывают на них большое влияние, просто несерьезна. На самом деле, большинство тех людей, о которых говорит Тристрам, приезжали к нам в город еще до того, как я был избран мэром Лондона.
Лондон гораздо больше заинтересован в увеличении количества российских туристов, приезжающих сюда, а также в постоянно увеличивающейся русскоговорящей общине, чем в олигархах. В прошлом году столицу посетили 200000 россиян, потратив здесь 180 миллионов фунтов стерлингов. И Великобритания отмечает, что быстрое развитие туризма в стране происходит главным образом за счет России. Темпы такого увеличения, составляющие более 70 процентов, выше, чем в любой другой стране Европы. Никто не знает точно численность русскоговорящего населения Лондона, но оценочно она составляет до 200000 человек. И мысль о том, что все эти 400000 приезжих и постоянно проживающих в Лондоне русских олигархи, сама по себе нелепа.
А происходит следующее. Лондонский Тауэр и музей современного искусства Тейт посещает все большее количество российских туристов, что можно лишь приветствовать. Другими крупными выгодоприобретателями от роста русского туризма являются не известные футбольные команды, не агентства по найму телохранителей и не крючкотворы-адвокаты, а продавцы магазинов и супермаркетов и другие представители предприятий розничной торговли, где русские становятся все более важными покупателями.
Все это не несет на себе так нужного бульварной прессе отпечатка сенсационности, которую могут предоставить немногочисленные супербогатые личности или успешно идущий к вершинам футбольный клуб 'Челси', купленный русским. Но именно это составляет сердцевину экономических отношений Лондона с Россией.
Именно такие отношения, а также деятельность Лондонской фондовой биржи и прочих финансовых рынков лежат в основе нашей работы по популяризации образа британской столицы в России.
Самым большим нашим успехом на сегодня стало проведение в январе этого года первого фестиваля 'Русская зима'. Этот фестиваль привлек на Трафальгарскую площадь 50000 человек; половину из них составили британцы и половину русскоговорящие люди. И я могу вас заверить, что пришедшие в этот довольно холодный день на крайне увлекательный праздник русской культуры не были олигархами.
Что касается слов о 'дальнейшем отдалении столицы от остальной страны', я могу лишь сказать, что лучшим способом для других районов Великобритании получить такую же пользу и выгоду является последовать примеру Лондона. И я знаю такие районы. Я знаю, что россияне очень интересуются Шотландией, и туристическая поездка по маршруту Лондон-Шотландия является одной из самых увлекательных для тех, кто приезжает к нам впервые. И в других частях Великобритании есть огромное количество исторических мест и красивых уголков природы, которые также стоит популяризировать.
Тристрам живет в быстро исчезающем мире. Стремительное развитие Китая, Индии и России трансформирует мировую экономику. Такое развитие может очень сильно раздвинуть границы наших культурных представлений и опыта за пределы Западной Европы и Северной Америки. Я не намерен стыдиться или извиняться за то, что собираюсь и дальше делать все возможное, дабы Лондон получал от этого выгоду. Я хочу, чтобы китайцы, русские, индусы посещали Лондон, вкладывали в него свои средства, работали и учились здесь. Ведь Лондон - это самый гостеприимный город для людей всего мира.