Хорошо - это всегда хорошо, даже если никто так не делает. Плохо - это всегда плохо, даже если так делают все. (Девиз техасских рейнджеров)
Странные, прямо скажем, явления наблюдаются в американской демократии. Получается, что кандидатам на государственные должности, а равно и людям, уже эти должности получившим, самостоятельно мыслить совершенно не обязательно. На это есть советники - писать умные записки, руководить и направлять. Президент Джордж Буш уже отметился тем, что ему для мыслительного процесса, оказывается, вовсе не нужно просматривать отчеты социологов. Вот он ими и не интересуется. У него же есть Карл Роув (Karl Rove), политический гений, который каждый вечер получает результаты опросов, и всю ночь проводит за их потрошением и выуживанием оттуда правильных вопросов и правильных ответов. И мыслительному процессу президента уже ничего не угрожает.
Понятно, что свои советники и наперсники есть у любого президента. За ораторским искусством Рональда Рейгана (Ronald Reagan) стояло искусство Майкла Дивера (Michael Deaver); 'Большим Мозгом' Джорджа Буша-старшего был Джеймс Бейкер (James Baker); Билл Клинтон (Bill Clinton) же своим восхождением обязан Джейсму Карвиллю (James Carville) и Полу Бегала (Paul Begala). Однако господин Роув - это поистине очередная ступень эволюции, качественно отличная от этих записных профессионалов публичной политики. Во многом нынешний президент Буш есть творение самого Роува - кажется, что на одной паре плеч уживаются сразу две головы. Вообще-то, Роув еще за пять лет до того, как Буш баллотировался даже на пост губернатора Техаса, сказал, что может сделать 'президента из сына президента'. У Буша было имя, за ним стояла семья, финансовые связи, личное обаяние и прекрасный внешний вид. За Роувом - полный идей острый ум и невообразимых размеров амбиции.
В этой-то взаимодополняемости и кроется опасность. Обычно политические советники президентов не имеют привычки переезжать в Белый дом после избрания своего кандидата, однако кабинет Роува расположен прямо в западном крыле, и варево из практического политического курса и чистой политики варится, по существу, в одном котле. В этом случае обычно наступает такой момент, когда то, что лучше всего служит интересам нации, далеко не так хорошо для политического будущего данного конкретного президента, а из того, что мы знаем о господине Роуве, нетрудно предположить, что, столкнувшись с подобным выбором, он предпочтет поддержать своего клиента, а не страну. То есть главным критерием становится получение президентом второго срока и повышение влиятельности партии. Предвыборная агитация идет, по сути, непрерывно.
Полномочия, которыми облечен Роув, как-то плохо укладываются в рамки, обычно ограничивающие влияние политсоветников. Без него старший отпрыск семьи Бушей, вероятно, до сих пор безуспешно искал бы нефть на западе Техаса. Однако сегодня Роув непрестанно работает с самым ценным активом и непрестанно же его защищает. Президент, получается - лишь продукт, рекламируемый Роувом-маркетологом.
Что же Роув может сделать с властью, если она у него в руках? Взглянем на то, как он действовал раньше. Например, известно, что именно он организовал утечку информации, которая в конечном итоге не дала победить на выборах на одну из государственных должностей Техаса кандидатке латиноамериканского происхождения. Когда в Западной Вирджинии некто рассылал избирателям листовки, в которых утверждал, что демократы, если придут к власти, разрешат гомосексуальные браки и запретят читать Библию, это, конечно, никто не связывал лично с Роувом, хотя в Техасе он использовал очень похожую тактику. Около двадцати лет назад он созвал в свой офис массу репортеров и начал обвинять демократов, которые тогда были в оппозиции, в том, что он посадили ему в стену 'жучка'. Конечно же, его речам тогда никто не поверил. Однако все их, конечно же, напечатали. В результате на выборах победил его кандидат.
В общем, если вспомнить, что он делал раньше, и связать это с нынешним расследованием, в котором устанавливается, не был ли он прямо замешан в 'утечке' информации о настоящем имени агента Центрального разведывательного управления, становится ясно, что девиз Роува - воистину 'служить и защищать'. Служить президенту и защищать президента. Поскольку ранее его ни разу не привлекали к ответу за подобные политические маневры, старые навыки, видимо, работают, причем Роув с удовольствием предоставляет другим честь проводить в жизнь собственные планы.
То, что в пятницу обвинение по известному делу было предъявлено Льюису Либби (Lewis "Scooter" Libby), начальнику аппарата вице-президента, отнюдь не закрывает всех вопросов относительно того, был или не был Роув замешан в организации утечки. Говорят, что Либби был просто помешан на деле посла Джозефа Уилсона (Joseph Wilson), написавшего отчет о том, что Ирак не совершал никаких попыток купить в Нигере 'желтый кек' (yellowcake, оксид урана U3O8, первичное сырье для производства высокообогащенного урана - прим. перев.). Роув наверняка об этом знал; а уж в маркетинге своих 'продуктов' он всегда был силен. Конечно, если ему и предъявят обвинение, возможность ответить по каждому пункту ему представится блестящая.
Карл Роув - это не болезнь. Это, скорее, симптом. У штурвала американской демократии уже слишком давно стоят незримые рулевые. Влияние и власть попадают не в те руки. Избиратели голосуют не за Конгресс, а за его консультантов. А что касается консультантов и их умения играть по правилам, то большинство из них эти правила даже не открывали. Цель игры, в которую играют они - победить, и они не служат никому, кроме своего клиента. Американский электорат сдал свою власть людям в костюмах за две тысячи долларов, в кармане которого лежит платиновая кредитка. А пока мы стоим и терпеливо ждем, героев, что придут и храбро прогонят их, течь в корабле демократии становится все шире.
Автор статьи - писатель, автор книги 'Роув как он есть, или Как "мозг Буша" одурачил Америку' (Rove Exposed: How Bush's Brain Fooled America, издательство John Wiley & Sons)