'Я всерьез рассматриваю возможность принять участие в президентских выборах'
Сделав впечатляющую карьеру, Михаил Касьянов исчез с российской политической сцены после того, как бросил вызов президенту Владимиру Путину. Бывший чиновник Госплана, Касьянов выдвинулся в девяностые годы благодаря успешному участию в переговорах о реструктурировании внешней задолженности России, а в 2000 году стал председателем российского правительства и, оставаясь за путинской спиной, в тени, занимал эту должность до февраля 2004. Кремль к тому моменту уже приступил к 'захвату' нефтяной компании 'ЮКОС'. Касьянов стал единственным, кто выразил свое несогласие с преследованием Михаила Ходорковского. Этот крепкий голубоглазый мужчина, родившийся 47 лет назад в Подмосковье, не намерен сдаваться. Сейчас он руководит консалтинговой компанией, а на прошлой неделе выступил с лекцией в мадридском Институте предпринимательства. Касьянов убежден, что все еще может поменяться. Свою цель он видит в том, чтобы 'не позволить людям впадать в спячку'.
Вопрос: Почему, на Ваш взгляд, Ходорковского отправили в одну из сибирских колоний?
Ответ: Это же очевидно. В деле Ходорковского и 'ЮКОСа' есть политическая подоплека, и вряд ли это изменится. Так что у принимаемых решений политическая мотивировка.
- Вы заявили об 'исчезающей демократии' в России. Что Вы имели в виду?
- В России не соблюдаются демократические принципы. Разделение властей было заменено вертикалью власти; не существует независимой судебной системы; общероссийские телеканалы находятся в руках государства. Нет политического плюрализма. Проблема России в том, что у нас нет традиций многопартийной демократии. Мы десятилетиями жили с одной только партией, коммунистической. Люди не понимают сегодня, для чего нужны партии. Именно поэтому я намерен вернуться, мне кажется неприемлемым то, что происходит сегодня. Это противоречит моему мировоззрению. Мы идем не в ту сторону, и у нас могут быть проблемы. Моя цель в том, чтобы люди не впадали в спячку. Надо напоминать им о том, что все зависит от них самих.
- Как Вы намерены добиться перемен?
Надо быть активней. Объединять усилия различных партий, быть готовыми к следующим парламентским выборам 2007 года и к президентским 2008-го. Эти выборы могут изменить ситуацию.
- Вы выдвинете свою кандидатуру на пост президента?
- Я всерьез рассматриваю возможность своего участия.
- Путин может помешать Вашему возвращению? Ведь прокуратура возбудила уголовное дело против Вас.
- Не знаю, как тут можно помешать. Хотя очевидно, что это следствие имеет политическую подоплеку, и ничего хорошего для меня в этом нет. Думаю, что ситуацию можно улучшить демократическим путем, то есть, через выборы.
- Одна из основных проблем для России это бедность.
- Так и есть, это главная проблема для нас. Одним из государственных приоритетов в будущем должно стать решение социальных вопросов, чтобы обеспечить оптимальное распределение результатов экономического роста. А это подразумевает реформы в социальной сфере. Трудность, однако, состоит в том, что существует давление на политическое окружение. Отсюда - необходимость поднять доверие к власти. Права граждан не являются для государства приоритетом. Надо изменить модель взаимодействия между гражданином и государством.
- А как насчет терроризма?
- Государство обязано бороться с террористами. Силовые меры оправданы. Люди в Чечне живут хуже, чем в других регионах. Надо, чтобы жители Чечни получили возможность осознать, что их жизнь может быть лучше. Россия должна помочь в развитии экономической и социальной инфраструктуры. Если люди поймут, что это возможно, ситуация, вероятно, пойдет на поправку.
- С помощью танков и солдат?
- Там сейчас нет ни военных, ни танков на улицах - просто жесткий контроль. И это необходимо в сегодняшней обстановке.
- Какими должны быть отношения с ЕС?
- Будущее России - в более тесном сотрудничестве.