В западной прессе преобладает пессимистическая точка зрения по вопросу о приверженности России демократии. Арест и осуждение Михаила Ходорковского. Захват НТВ.
Конституционные реформы, в результате которых выборы региональных губернаторов заменяются их назначением. Расплывчатые заверения Владимира Путина в том, что, несмотря на отказ баллотироваться на третий срок в 2008 г., он не уйдет с российской политической сцены. Все это складывается в мозаику, говорящую о радикальном разрыве с принципами ельцинской эпохи.
Однако ситуация в России куда сложнее. Ведущие деятели в сферах высшего образования и гражданского общества обращают внимание на целый ряд нюансов.
Перемены в системе высшего образования являются наглядным свидетельством глубоких преобразований, происходящих в России. Система частного высшего образования укрепляется; одновременно происходит модернизация государственных ВУЗов за счет налаживания связей и координации учебных программ с западными университетами. К примеру, по всей стране создано 16 научно-образовательных центров, где проводятся исследования в самых передовых областях. Сотрудничающие с ними ученые публикуют тысячи научных работ. Только за прошлый год было зарегистрировано более 17 патентов и создано 16 новых предприятий. При девяти университетах действуют Центры перспективных исследований и образования в области общественных наук. Они готовят специалистов по политическим вопросам, консультирующих государственные органы по проблемам устойчивого экономического развития, миграции и этнического разнообразия, защиты прав человека и обеспечения законности, здравоохранения.
На федеральном уровне Министерство образования и науки подключает Россию к 'болонскому процессу' - созданию общеевропейского пространства высшего образования. Системы высшего образования 40 стран будут иметь унифицированные дипломы и ученые степени, общую систему 'кредитов' [зачетных единиц - прим. перев.], единые качественные стандарты обучения, а также обеспечат мобильность студентов и преподавателей.
Изоляции российского интеллектуального процесса от внешнего мира пришел конец. Конечно, для того, чтобы российские ВУЗы полностью избавились от последствий многолетнего небрежения и подавления свободомыслия, предстоит сделать еще многое, однако прогресс уже налицо. Такое развитие событий в сфере высшего образования явно не соответствует представлению о том, что Россия вновь скатывается к подозрительности в отношении окружающего мира и обособлению от него. Ни одна власть, стремящаяся на долгие годы обеспечить авторитарный контроль над страной, не стала бы поощрять распространение интернета, обмен студентами и преподавателями, или принятие на вооружение западной модели высшего образования.
Фонд Макартуров [полное название - John D. and Catherine T. MacArthur Foundation (Фонд Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров) - прим. перев.] активно работает в России с 1992 г., осуществляя программу стоимостью в 100 миллионов долларов, рассчитанную на 20 лет, по поддержке создания конкурентоспособной системы высшего образования и развития интеллектуального процесса в стране. В области прав человека у нас существует дополнительная система грантов на общую сумму в 20 миллионов долларов.
Число организаций гражданского общества в стране растет, а по фундаментальным вопросам наблюдается движение вперед. Конечно, ситуация в России носит парадоксальный характер. В ходе шумных процессов, имеющих политическую окраску, Кремль действительно вмешивается в отправление правосудия, он готов применить силу для подавления манифестаций и нарушает права человека в борьбе с терроризмом. Однако условия содержания заключенных в российских тюрьмах начали улучшаться. Принятие нового уголовно-процессуального кодекса обеспечивает поэтапное совершенствование судебной системы. А разнообразные правозащитные организации, существующие по всей стране, действуют без каких-либо помех, зачастую способствуя 'реформам сверху'.
Так, при содействии фонда 'ИНДЕМ' происходит совершенствование процесса регистрации задержанных в 15 райотделах милиции Казани и Москвы. Поскольку большинство случаев применения пыток работниками милиции происходит в первые часы после задержания, совершенствование системы регистрации задержанных, оформления предъявленных им обвинений и других процедур играют важную роль в борьбе со злоупотреблениями.
Для наблюдения за деятельностью милиции и судов в 31 из 89 субъектов Российской Федерации создан институт омбудсманов (уполномоченных по правам человека); планируется его дальнейшее расширение. Под эгидой федерального уполномоченного по правам человека создается единая автоматизированная система регистрации жалоб, позволяющая также проследить принятые по ним решения. В рамках совместного проекта российских властей и американского Агентства по международному развитию (USAID) по содействию судебной реформе более 1000 судей приняли участие в учебных семинарах в США; кроме того, создается база данных по решениям российских судов, способствующая укреплению и согласованности действий судебной системы.
Россия находится на важнейшем перекрестке своей истории. Несомненно, Путин ужесточает контроль над различными источниками влияния - политическими, экономическими, медийными. Но пока что он не мешает развитию гражданского общества, позволяет ученым беспрепятственно работать, а некоторым СМИ - критиковать власти. Запад не должен отказываться от критики предпринимаемых Путиным шагов, если они ведут страну назад, однако ему следует учитывать больше нюансов при оценке развития событий в России. В данный момент, отмеченный парадоксами и появлением на общественной арене новых игроков, нам необходимо проявлять терпение и подождать, пока хрупкая российская демократия пустит корни.
Джонатан Ф. Фэнтон - президент Фонда Джона Д. И Кэтрин М. Макартуров