'Неужели мы все сразу захотим поехать в Англию, если нас будут зазывать туда пожилой чудак, у которого уши торчат, как изогнутые ручки у кувшина, и дама с лошадиным лицом?' Простая невежливость или реальный взгляд на вещи - это как посмотреть. Эти слова одного из студентов Джорджтаунского университета в Вашингтоне процитировала недавно британская газета 'The Guardian'. Уже по ним можно понять, какие трудности ожидают принца Чарльза и его жену Камиллу, герцогиню Корнуолльскую, в предстоящей им восьмидневной поездке по США.
В ходе этого визита супружеская чета посетит Нью-Йорк, Вашингтон и Калифорнию. Кроме официальных встреч с представителями американских властных структур, поездка преследует и другие цели. Во-первых, расхвалить перед американцами туристические прелести Великобритании. Невыгодный обменный курс, череда ветеринарных эпидемий - коровье бешенство и ящур, - а также летние теракты в Лондоне отбили у американских братьев охоту совершить паломничество в страну предков. Принцу Уэльскому, в качестве коммивояжера высокого полета, придется приложить все усилия, чтобы представить свое королевство в выгодном свете.
Призрак леди Ди
Во-вторых, американский вояж принца Уэльского - первый официальный визит после свадьбы, состоявшейся семь месяцев назад, - представляется удобным случаем для того, чтобы возвеличить Камиллу уже на международном уровне. От глаз придворных хроникеров не укрылось, что на ужине, который в прошлый понедельник в Букингемском дворце давали в честь короля и королевы Норвегии, герцогиня Корнуолльская гордо восседала в тиаре королевы Мэри. Это - невиданная доселе привилегия, в которой королева Елизавета отказала когда-то покойной Диане, первой жене Чарльза. Этот выход был отмечен как досрочная коронация. О признании Камиллы говорит и честь, которую королевским высочествам готов оказать Джордж Буш - обед в кругу семьи в Белом доме. За обедом должен последовать ужин на более, чем 100 персон, куда приглашены все значимые люди Америки.
Но для Камиллы этот первый официальный визит вряд ли будет приятной прогулкой. Призрак леди Ди будет постоянно преследовать ее в этой поездке, уверяют знатоки королевских дел. В США еще живет память о погибшей принцессе. Двадцать лет назад она завоевала сердца людей своей молодостью, красотой и непосредственностью. Камиллу там называют грешницей за незаконную связь с принцем и считают, что она заняла чужое место. Ее приезд вызывает скорее недоумение, растерянность. Она очень не нравится верным почитателям Дианы из общества 'Народная принцесса', которые обещают открыто выразить ей свою неприязнь.
С лошадями проще
Камилла понимает, что следить будут за каждым ее жестом. Она гораздо лучше разбирается в лошадях, чем в тонкостях монархического этикета, и прекрасно отдает себе отчет в том, что ее хулители уже готовят свои ядовитые стрелы. Она не будет пытаться соперничать с легкостью и грацией принцессы Дианы, которая в 1984 г. танцевала вальс с Джоном Траволтой. За ней с улыбкой наблюдал Рейган и с замиранием сердца - вся Америка. Для того, чтобы попытаться изобразить элегантность, Камилла берет с собой 50 платьев и шляп, 16 слуг, придворного парикмахера, стилиста и костюмера.
Чем закончится операция 'Очаровать Америку', неизвестно. Газетчики отмечают, что программа визита составлена довольно скромно: светские приемы, торжественные речи об охране окружающей среды, открытие памятников и благотворительные визиты.
Однако принц и герцогиня очень рассчитывают на то, что эта поездка поможет укрепить в общественном сознании образ их слаженной, гармоничной и крепкой пары. Ведь перед ними открывается перспектива престолонаследия.