На первый взгляд, такой вопрос выглядит парадоксальным. Однако об этом заговорил не кто иной, а сам президент России Владимир Путин. На встрече глав ЕС и России В.Путин нашел повод пожаловаться на то, что через границу балтийских государств в Россию течет поток синтетических наркотиков. Такой сенсацией пополнился традиционный пакет претензий к балтийским государствам.
О наркотиках в Литве на самом деле говорится немало. На литовской границе конфискуют партии наркотиков, уничтожаются заводики по производству синтетических наркотиков, возбуждаются уголовные дела - все это реальные усилия органов Литвы преградить дорогу таким плодам преступности.
Однако факты по старой советской традиции можно трактовать наоборот: пока борьба против наркобизнеса была неэффективной, до тех пор такое положение не вызывало беспокойства у России. Теперь же выяснение фактов конкретных преступлений оборачивается против нас, а балтийские государства пытаются представить как страны, не контролирующие производство наркотиков и их транзит.
В контексте синтетических наркотиков Россия упомянула страны Балтии и на проходившей в сентябре в Нью-Йорке Генеральной Ассамблеи ООН. Однако эта попытка, похоже, не получила ожидаемого Россией отголоска. Видать, встреча лидеров ЕС и России была использована Москвой как 'более удобный формат', чтобы просигнализировать о якобы возникающих в связи с балтийскими государствами проблемах.
Можно было бы порассуждать: а, может, такой сигнал России Европейскому Союзу о новой и неожиданной угрозе со стороны балтийских стран послан случайно?
Однако рассматриваемые в российской Думе документы позволяют утверждать, что это может быть частью последовательной и долговременной стратегии по компрометации балтийских государств. Особенно скандальным выглядит отчет министерства иностранных дел России председателю комитета Думы А.Кокошину о средствах, используемых против стран Балтии и Грузии.
В этом самом отчете, в котором названы выполненные и выполняемые по 'линии дискредитации прибалтов' пропагандистские акции, помимо прочего, написано: 'Поддерживая контакты со своими зарубежными партнерами, регулярно и на всех уровнях поднимать тему деструктивной балтийской политики в отношении России'. Указывается, что эта тема озвучивается представителями России в международных организациях, на Парламентской Ассамблее Совета Европы, на встречах с членами Парламентской Ассамблеи НАТО и Европейского Парламента.
В отчете не забыли отметить, что проводимая российскими министерствами и ведомствами работа в 'прибалтийском направлении' осуществляется непосредственно под контролем президента В.Путина, по поручению которого ежеквартально Правительство Российской Федерации рапортует о 'ситуации и средствах' в отношении Латвии, Литвы и Эстонии.
К сожалению, на встрече глав Евросоюза и России не было упомянуто о реальных средствах, которые могли бы урегулировать проблемные аспекты отношений России с Латвией, Эстонией и Литвой.
Если на самом деле беспокойство вызывает распространение наркотиков, можно напомнить, что Литва, оказавшись на 'наркотранзитном' пути, протянувшемся от восточных границ России до Западной Европы, предлагала России подписать договор о взаимосотрудничестве в области борьбы с организованной преступностью. Хотя Россия и заявляет о сотрудничестве с ЕС в сфере внутренних и юридических дел, однако такой договор почему-то не спешит подписывать.
Если есть желание наладить более тесное сотрудничество с соседними государствами на границе, то было бы логично, как можно быстрее подписать договор о границах. Однако Россия отказывается подписать договор о границах с Латвией и Эстонией, затягивает демаркацию границы с Литвой.
Кстати, В.Путин высказывал также претензии лидерам ЕС за то, что западные войска в Афганистане чересчур мало озабочены тем, чтобы преградить дорогу транзиту наркотиков и даже 'не выказывают желания' бороться с проблемой наркотиков. Почему-то при этом позабыто, что никто иной, а именно войска России контролируют границу Афганистана и Таджикистана.
Можно предполагать, что вскоре и участвующие в восстановительных работах в провинции Гор военнослужащие Литвы могут быть обвинены в том, что не сумели извести здесь маковые поля. Но может неудобно напоминать России, что эта и многие другие проблемы Афганистана унаследованы от продолжавшейся два десятилетия вооруженной 'помощи' СССР Афганистану.
Так почему постоянно акцентируется важность в общем антитеррористическом фронте России, которая до сих пор не присоединилась к международной операции?
Наоборот - очевидны усилия, чтобы вытолкнуть западных партнеров из Средней Азии и других 'сфер влияния'. По сути, так разрушается антитеррористическая коалиция и открываются пути для недемократических режимов и укоренению исламистско-фундаменталистских группировок и нестабильности в регионе. Каким может быть результат стремлений России без помощи Запада навести порядок в конфликтных регионах, видать, лучше всего отображает положение в Чечне и на всем Северном Кавказе.
Хотя Россия свою деятельность в Чечне представляет как вклад в борьбу международного общества с терроризмом, однако за многие годы 'достигнуто' только то, что терроризм в этом регионе продолжает усиливаться, процветает торговля наркотиками, оружием, похищения людей, торговля ими.
Так что постоянно высказывая претензии Западу, что к России якобы применяются 'двойные стандарты', Россия сама использует политику двойных стандартов в отношении своих партнеров на Западе. То, что балтийские страны оказались на прицеле российской пропаганды, - очевидный пример такой политики.