Пассажира, только что успевшего пройти паспортный контроль, встречают рекламные щиты в рост человека. 'Москва - это иной мир', - написано на них. Над текстом на щитах - силуэты башен-луковиц православных церквей.
Тот, кто хочет знать, чем один мир отличается от другого, может понять это сразу же после знакомства с городскими буднями. Новое правительство хочет, чтобы Москва имела сразу две ипостаси: чтобы оставалась и иной, и в то же время в некоторых вещах походила на западные образцы урбанизации. Быть современной до полного сходства!
Наступает весна: в географическом плане она начинается несколько позднее, чем в Лондоне или Париже. Москвичи встречают это время года в мае большими демонстрациями, посвященными Дню труда, затем полторы недели все отдыхают от этого труда, до 9 мая, Дня Победы над фашистской Германией.
Правительство хочет покончить с этим обычаем: горожане теперь больше не будут наводнять парки, как в прошлом году, и выезжать на пикники в солнечную погоду.
Тот, кто приезжает в Москву в это время года, когда на улице стоит хорошая погода, может познакомиться с городом с самой приятной стороны: отдыхающие люди, почти никакого автомобильного движения, и передвижные киоски вдоль Москва-реки с пельменями и блинчиками.
По вечерам молодежь собирается на больших площадях, смотрит выступления бесчисленных рок-групп и танцует. Время для отдыха выбрано неправильно, считает новая власть и отдает распоряжение сделать май полным трудовых будней.
В качестве компенсации граждане, как и все настоящие европейцы, получат на Рождество несколько выходных дней, чтобы отметить религиозный праздник, интерес к которому до сих пор проявляло меньшинство населения.
С появлением майского солнца в Москву прибывают и туристы. В 1999 году их было 1,5 миллиона человек, в 2010 ожидают пять миллионов иностранных гостей. Почти столько же людей прибывают из государств СНГ.
Первое, с чем знакомятся почти все гости, - Кремль. Там тоже все должно оставаться так, как есть: гости, преисполненные уважения, вступают под присмотром солдат из охраны на Красную площадь и осматривают красные рубиновые звезды в вышине, светящие днем и ночью с островерхих башен.
Мавзолей Ленина, расположенный в юго-западной части площади, посещают не все. Но есть достаточно людей, чтобы заставить городское правительство вмешаться. Несвоевременно образовавшуюся очередь ждущих людей, которая до сих пор в любое время года извивалась через всю Красную площадь, отправили в укромное место за кремлевской стеной.
Теперь ничто не закрывает вид на пестрые по-диснеевски башни-луковицы Собора Василия Блаженного. Посещение Мавзолея является главным пунктом знакомства с городом прежде всего для американцев. Они не могут лишить себя возможности посмотреть на бледное лицо забальзамированного Ленина, пошептаться - 'ой, какой же он маленький!', посожалеть по поводу стоящих в очереди старушек, приехавших на поезде за тысячу километров.
На трудный вопрос, зачем распавшаяся советская империя сохранила сотни старых церквей, видимо, ответят вскоре ученые-историки в рамках научно-исторических проектов.
Советы, тем не менее, передали в наследство своим преемникам в большом количестве базилики и соборы - к радости туристов, с пристрастием любующихся сооружениями, не имеющими материального применения. Впрочем, мэр Лужков уже сразу после прихода на свой пост посчитал, что городу срочно нужны новые сооружения религиозного характера.
Он, видимо, исходил из того, что они дадут людям возможность искать утешение в потустороннем мире. В результате в 1995 году мэр распорядился осуществить самый большой строительный проект по восстановлению собора, снесенного в 1931 году Советами, на месте которого соорудили крупнейший открытый бассейн Европы: и вот собор, самая большая церковь Москвы - Храм Христа Спасителя, восстановлен.
К чести Лужкова, сразу же понявшего запросы народа и осуществившего проект, несмотря на стоимость строительства: полмиллиарда долларов США! Многие верующие благодарны ему за это и устремляются в новый гигантский дом божий, вмещающий 10000 человек, изучают в самом современном церковном сервисном центре России прейскурант и покупают за несколько тысяч рублей привилегию быть упомянутыми в еженедельных молитвах.
'Москва - это иной мир': с ее высотными домами в сталинистском кондитерском стиле архитектуры, с ее университетом имени Ломоносова на Воробьевых горах, Парком имени Горького и с ее станциями метро, залы которых по своим материалам, из которых они построены, и краскам сравнимы с некоторыми оперными театрами. Старая и новая Третьяковская галерея, Музей Пушкина, Музей космонавтики и Музей Великой Отечественной войны дают не на один день материал для спокойного изучения и возможность необычного отдыха: приветливые смотрители - образованные люди и охотно вступают в беседы с посетителями, проявляющими интерес, если этому не мешает языковой барьер.
Прогулка на теплоходе по Москва-реке для коренных жителей - тоже любимая форма открытия теплого сезона. В их обществе можно узнать, что изменилось в жизни: работа в Москве есть еще у всех мужчин и женщин - как раньше. Новым является то, что они больше не в состоянии жить в среднем на 150 евро в месяц.
Именно в этой сфере Лужков и его люди в городе предписывают провести косметическое лечение: социальный фасад должен быть красивее, поскольку слишком большое отличие в этом плане не является украшением для города мирового значения, считает новая власть.
Выглядит не совсем хорошо, когда на станциях метро встречаешь массу людей с бутылками пива в руках, жалуется руководство. Одним словом, введен запрет на употребление алкогольных напитков в общественных местах.
Конечно, некоторые россияне могут пить пиво во вновь открытых гостиницах и в барах, где оно стоит столько же, как и в Мюнхене. Модные кафе, пабы и клубы остаются только для немногих 'бизнесменов' и сопровождающих их лиц, а также для туристов.
Все, что остается для дешевого удовольствия большинства людей - масса киосков у станций метро, торговцы и музыканты, пытающиеся подзаработать несколько лишних рублей, блошиный рынок на тротуаре - не отвечает предписанному образу новой Москвы и должно исчезнуть.
Этой же цели служит повышение стоимости проезда в метро: с одной стороны, общественный транспорт ближнего сообщения должен стать бизнесом, а с другой - значительное подорожание билетов приводит автоматически к очистке поездов и платформ - оборванцам в метро искать больше нечего.
Москва переживает подъем, говорят с радостью многие наблюдатели из Западной Европы. Только вот слишком много серьезных лиц, серой массы в метро. Женщины, конечно, красивые, но бледны и неброско одеты.
Поэтому сатирик Владимир Каминер, чтобы защитить своих соотечественников, сочинил правила культурного поведения. Его вывод таков: такие уж русские, иногда они очень милы, но по природе несколько упрямы.