После 11 сентября 2001 года он игнорировал другие страны американского континента. Сейчас нет ни средств, ни времени, чтобы компенсировать это упущение.
Джордж Буш-младший (George W. Bush) приедет с пустыми руками на встречу президентов стран Западного полушария в аргентинском городке Мар-дель-Плата. Ему нечего предложить там, даже пообещать нечего. После событий 11 сентября 2001 года он игнорировал другие страны американского континента, а сейчас нет ни средств, ни времени, чтобы компенсировать это упущение.
Нынешний год, который должен был ознаменоваться подписанием Соглашения о свободной торговле в Северной и Южной Америке (ALCA), а, значит, единством Западного полушария, стал годом растущего отчуждения. США сворачивает вправо, - как в плане идеологии, так и в области экономики, - а в Латинской Америке происходит левый крен и распространяется опасное популистское течение. И между этими тенденциями нет точек соприкосновения.
США заладили одну и ту же песню. Кругом сплошная борьба с терроризмом. Но американское правительство забыло, что лучшие его союзники находятся по соседству. И ситуация с этого момента напоминает диалог глухих.
Соединенные Штаты не слышат Латинскую Америку: соглашение с Мексикой о миграционных вопросах не подписано; субсидии для американских фермеров, бьющие по крестьянам в странах Латинской Америки, не отменены; и нет даже минимального намека на инвестиции американского капитала, чтобы преодолеть хроническую нищету к югу от американских границ. Единственное исключение, воплотившее крестьянскую мечту о товарообмене без всяких ограничений, это подписанный США, Доминиканской Республикой и странами Центральной Америки Договор о свободной торговле в Центральной Америке (CAFTA).
Латинская Америка также перестала слушать Соединенные Штаты. Она, конечно, делает вид, что слушает, ведь речь идет об ее основном торговом партнере, и лучше его не злить. Но латиноамериканские страны за редким исключением повернулись к Бушу спиной во время войны в Ираке и не прощают ему дурного обращения с иммигрантами из Латинской Америки на территории США. Даже в отношении кубинской проблемы, они предпочитают осуждать американскую блокаду Кубы, а не сорокапятилетнюю диктатуру Фиделя Кастро. Неспособность США быть лидером внутри Западного полушария приводит к тому, что в этом регионе находят отклик даже безумные, нефтепараноидальные высказывания Уго Чавеса. Не удивительно в этой ситуации, что американский президент планирует провести в Аргентине всего несколько часов и затем уехать. Он же остался совсем один в регионе, и так и будет один в будущем. Друзей из Сальвадора и Колумбии явно недостаточно, чтобы скрасить ему пребывание на панамериканской тусовке. Короче, ничего путного из встречи в Мар-дель-Плата не выйдет.
Буш прибывает в Аргентину порядком потрепанный. Согласно последнему опросу USA Today/CNN/ Gallup, 55% американцев не одобряют его правления. Давайте вдумаемся в эти цифры. Тот самый президент, который добился переизбрания в 2004 году, уже потерял поддержку тысяч избирателей, проголосовавших за него, и больше половины населения сегодня не на его стороне. Почему? Потому что война в Ираке абсурдна. Потому что он номинировал на должность в Верховном Суде не самого компетентного кандидата, а своего человека, Харриет Майерс (Harriet Miers), вынудив ее в итоге взять самоотвод. Потому что находился в отпуске в тот момент, когда ураган 'Катрина' сеял разрушение в Луизиане, Алабаме и Миссисипи. Потому что правительство, совершая уже виденные нами в случае с 'Катриной' ошибки, проявляет поразительную нерасторопность после нашествия 'Вильмы' на Флориду. Потому что он не отличается особой эффективностью в Конгрессе США, где правит его же партия. И потому что кто-то из его администрации предал огласке имя секретной сотрудницы ЦРУ Валери Плейм (Valerie Plame), чтобы отомстить ее супругу, послу Джозефу Уилсону (Joseph Wilson), за несколько запоздалую, но все же действенную критику иракской войны.
Сегодня, два с половиной года спустя после начала первых бомбардировок в Ираке, мы до сих пор не знаем точно, ради чего США воюют в этой стране. Нет ни оружия массового поражения в Ираке, ни ядерных материалов для производства бомбы, ни какой-либо связи между Саддамом Хусейном и терактами 11 сентября. А ведь чего проще было позволить инспекторам ООН завершить свою работу в Ираке! Однако Буш и люди из его непосредственного окружения прибегают к изощренной риторике в попытке оправдать гибель более 2000 американских солдат в войне, которая, по убеждению многих, лишена всякого смысла. Именно поэтому война вызывает все больше протестов, все чаще говорится о том, что иракская кампания была начата из-за нефти, ради переизбрания Буша, или в качестве личной мести тирану, который когда-то пытался убить в Кувейте отца нынешнего президента. За неимением хоть какого-то веского довода, строятся всевозможные догадки.
Даже сегодня немногие знают наверняка, что Америка делает в Ираке. И это дает моральное право Синди Шехан, матери 25-летнего американского солдата, погибшего в Ираке, отправиться на президентское ранчо в Техасе, чтобы задать ему прямой и очень простой вопрос: 'Ради чего погиб мой сын в Ираке?' Президент предпочел не встречаться с этой женщиной с глазу на глаз и не отвечать ей.
Вторжение в Ирак не сделало нашу планету более безопасной, а только расплодило повсюду маленьких 'бен-Ладенов', стремящихся к уничтожению Америки. После взрывов на Бали, в Мадриде и Лондоне стало очевидно, что война против терроризма, которая является краеугольным камнем для президентского правления Буша, отнюдь не выиграна.
Отсюда вывод: как в собственной стране, так и за ее пределами, Буш остался один-одинешенек и не в состоянии это скрыть. Заметьте, что американский президент редко бывает теперь в хорошем настроении, которое было свойственно ему раньше. Он перестал улыбаться на людях, а когда пытается, единственное, что у него выходит, это какая-то странная гримаса. Совсем один, и в явной полосе невезения, так что даже весеннее аргентинское солнышко не сможет его согреть.
Хорхе Рамос ведет новостную передачу на телеканале Univision, который вещает на территорию США и 13 стран Латинской Америки. Он является лауреатом нескольких премий 'Эмми' и, по мнению журнала Time, входит в число 25 самых влиятельных американцев испанского происхождения.