Тед Тернер является председателем компании "Turner Enterprises" в Атланте. Стэнли Вейсс является председателем ассоциации "Business Executives for National Security"
6 ноября 2005 года. Ураган "Катрина" заставил нас осознать, какие страшные разрушения могут причинить несчастья - неважно, природные или сотворенные руками человека. Между тем, июльские нападения в лондонской подземке напомнили нам, что террористы способны наносить удары в крупных городах мира. Теперь представьте себе, что эти два фактора действуют вместе: террористы с помощью оружия массового поражения (ОМП), навлекают хаос в масштабах "Катрины" и смерть в центре какого-нибудь города США.
Подобного рода нападения едва ли можно считать немыслимыми. Примерно половина ядерных материалов оружейного качества в России слабо охраняется. В маленьком российском городе Щучье почти 2 млн. артиллерийских снарядов с отравляющими веществами (ОВ) нервно-паралитического действия типов VX и зарин - каждый из которых настолько смертоносен, что способен убить 85000 человек - лежат в штабелях в сооружениях типа курятник. Комиссия по расследованию событий 11 сентября 2001 года заявила, что "Аль-Каида" вот уже более десятилетия рассматривает приобретение и применение такого оружия как свой "религиозный долг".
По счастью, в отличие от ураганов, можно сделать очень многое, чтобы предотвратить превращение подобного кошмара в реальность. Один из наших первых и лучших рубежей обороны - Программа совместного снижения угрозы (Cooperative Threat Reduction, CTR), инициаторами которой являются бывший американский сенатор-демократ от штата Джорджия Сэм Нанн (Sam Nunn) и сенатор-республиканец от штата Индиана Ричард Лугар (Richard Lugar). С 1992 года эта программа позволила уничтожить тысячи российских ядерных боеголовок, ракет, подводных лодок и бомбардировщиков.
Однако в последние годы целый ряд обременительных ограничений Конгресса США затруднил осуществление данной программы и привел к нескольким потенциально пагубным циклам ее остановки и повторного старта. Осуществление ключевых проектов, жизненно важных для безопасности Америки, месяцами откладывается по той, например, причине, что не выполняются российские обязательства по правам человека или что не готовы документы, которые позволили бы временно снять наложенные Конгрессом США ограничения.
У Конгресса США сейчас имеется возможность раз и навсегда положить конец опасным проволочкам такого рода. Г-н Лугар, осуждая эти неправильные приоритеты, внес предложение отменить все ограничения, которые Сенат ввел в июле подавляющим большинством голосов представителей обеих партий (78 - за, 19 - против). Но до того момента, когда это предложение одобрит Конгресс в целом, сохраняется угроза для жизненно важной программы CTR как с точки зрения национальной безопасности, так и бизнеса.
Опасность задержки осуществления. За нынешние ограничения приходится платить реальную цену на местах. В середине 2002 года все новые проекты CTR - включая повышение безопасности на 10 складах ядерного оружия - тормозились в течение 4 месяцев, потому что было невозможно подтвердить условия. Начало уничтожения запасов ОМП в городе Щучье было перенесено примерно на 15 месяцев (с 2001 на 2003 год) по аналогичным бюрократическим причинам.
Такие проволочки не только пролонгируют угрозы для Америки, они также опасны для сотен миллионов долларов налогоплательщиков, уже вложенных в проект "Щучье" и другие проекты. Пока сохраняются подобные условия, опасные проволочки неизбежны.
Бесполезно растрачиваемые ресурсы. В ходе ежегодной драмы сотрудники Министерства обороны и аналитики разведки должны затрачивать тысячи часов на оценку выполнения Россией требований в связи с программой CTR - даже когда с самого начала ясно, что Россия не может удовлетворить эти требования. И президент США не может просто отменить эти условия без того, чтобы сначала согласиться на это ежегодное упражнение по подготовке заранее известных выводов.
Подстрекать к задержкам подобного рода или позволять заботам вроде прав человека, какими бы важными они ни были, угрожать в широких масштабах существованию человечества - верх глупости. Мы не только согласны с г-ном Лугаром в том, что во время войны с террором эти искусственные барьеры "разрушительны для нашей национальной безопасности", мы видим, что они подрывают одну из лучших инвестиций, какую только может сделать наша страна.
CTR, говоря незатейливым языком, является хорошим вкладом в безопасность, который обходится дешево. Эта программа при ежегодных затратах на нее, составляющих менее 0,1% бюджета Пентагона, уже позволила деактивировать и улучшить охрану 6760 российских ядерных боеприпасов. Она повысила безопасность склада в Щучьем и аналогичных складов. Она также помогла вывезти все ядерные боеприпасы с Украины, Белоруссии и Казахстана.
Сегодня CTR продолжает повышать безопасность и содействовать ведению учета перевозок и хранения ядерного оружия. Она также позволяет уничтожать мощности по производству биологического оружия и обеспечивать безопасное хранение коллекций патогенов в России и других бывших советских республиках.
Самый крупный на сегодня проект CTR, предусматривающий уничтожение запасов ОВ в Щучьем, позволит нам избавиться от всех 2 млн. химических снарядов - и обойдется каждому американцу приблизительно в такую же сумму, что и большая чашка кофе с молоком.
Не являются эти деньги и "иностранной помощью": более 80% фондов CTR образуется за счет пяти главных американских подрядчиков, которые демонтируют и уничтожают эти боеприпасы.
Опасность нападения террористов с применением российского оружия в масштабах "Катрины" слишком велика, чтобы можно было терпеть любые задержки в осуществлении этих жизненно важных проектов. Конгресс США должен действовать, чтобы освободить нас от ограничений в деле борьбы с тем, что президент Буш называет "величайшей угрозой для человечества сегодня".