О неудовлетворенности политикой Президента и о замене 'шила на мыло' в среде высших эшелонов власти не говорят сейчас, разве что ленивые или равнодушные. Завоевав свободу и демократию на Майдане и на тысячах локальных 'майданчиках', украинцы ждут теперь уже от 'своей' власти значительно больше, чем то, что в действительности получили за десять посторанжевых месяцев.
Кто за что 'кровь проливал'
Народная мудрость - непревзойденный источник креативных идей: внимательно взгляните на украинские пословицы и поговорки - и не нужно политтехнологов и 'консультантов': все как на ладони - только бы не лениться обдумать.
Спокон веков, например, известно, что как кто-то уже у нас виноват - так это, непременно, невестка! На нее, сердечную, сыпятся как из рога изобилия обвинения вместе с проклятиями - потому что все, видите, она делает 'не так', все 'не по-человечески'!
Нетрудно понять, что такой социальной 'невесткой' сегодня выступает Президент Ющенко - отметим: именно Президент, а не нынешние или бывшие члены 'команды' (так широко ныне употребляемого спортивного термина).
'Президент неправ, что не наказал бандитов 'старых', Президент виноват, что расплодились бандиты 'новые'; Президент не того назначил и не того освободил; Президент не наводит порядка; Президент потакает бизнесу приближенных к себе групп и лиц; Президент не соблюдает слово, данное народу на Майдане - следовательно, теперешний Президент ничем не лучше двух предыдущих' - приблизительно такими стереотипами подпитывается украинское общество в бурные предвыборные месяцы.
Наиболее популярным тезисом в оппозиционной к Ющенко риторике являются апелляции к предательству идеалов Майдана. Оставим на собственный вкус и совесть читателя саму реакцию на выражение 'идеалы Майдана' - автору лично оно уже набило оскомину: это как облезлый придорожный бигборд 'Украiна - ти моя молитва!' известно же спокон веков, 'не упоминай имени Господа всуе!'
Так вот, о преданных идеалах: когда умному сто раз скажут, что он дурак, он (что уже точно!) не станет мудрее. Когда мы слышим на каждом углу, что украинцы стояли на Майдане для отделения власти от бизнеса или за реприватизацию награбленного - вскоре, начинаешь верить в это. Становится досадно, что мы настолько невнимательны к собственной истории! Как же можно так примитивизировать высокий порыв к свободе!
Заявлять, что революция 2004 года была против фальсификаций и за отделение власти от бизнеса - это то же самое, что верить в то, что революция 1917 го была порывом передать'всю власть Советам'.
И первое и второе является вздором, но политика, как известно, делается на интерпретациях. Общество вводится в обман для получения постреволюционных дивидендов - умелыми интерпретациями переворот 1917 г. на долгие десятилетия стал для нас проявлением 'стремлений замученного народа к свободе'.
Так же, при умелой интерпретации революция 2004 года может вскоре перестать быть народной, но превратится в социальную или даже социалистическую.
Православизм как корень разочарований
Выдающийся киевский философ Николай Бердяев изобрел удачный термин для обозначения симбиоза преданной народной религиозности с государственно-имперской лояльностью, когда православие перестает быть одной из форм христианского учения (даже наиболее духовно богатым и содержательным, даже наиболее органическим для нашего народа), а превращается в государственную религию, со своей государственно- религиозной этикой и моралью.
Собственно, украинцы, которые веками жили, но часто и формировали идеологическое лицо - Российской империи, органически вобрали в себя этот государственно-религиозный симбиоз, который обрел в духовно-мистической философской традиции восточного христианства и природной мягкости и флексибильности нашего народа хорошую почву для своего развития.
Такое сращивание духовного и общественно-государственного сознания Бердяев называет 'православизмом'. Данная формула идеально налагается на современную Украину.
Президент в системе координат православистического сознания занимает место царя, то есть 'царя-батюшки', задачей которого является вести свой народ 'с божьей помощью' к славным свершениям. Эта же риторика использовалась коммунистическим режимом - тогда партия и вождь вели нас в светлое будущее.
Что же, такая провинциально-рустикальная идеология имеет право на существование. И мы можем и далее требовать от Президента построения рая на 'Вкра?н? мил?й', но тогда нужно сознательно определить свой статус в мире и понять, что с таким представлением о роли Президента мы должны отвернуться от Европы и всей Западной цивилизации, поскольку их демократически-либеральные (в координатах православизма их стоит называть 'протестантско-сектантскими') идеи будут вредить нашим представлениям о власти и ее духовной миссии.
Единственное политическое направление, которое близко этой идеологии, и которое не стесняется признавать этого, - это правый русский монархизм. И хотя 'умом' украинцы уже далеко в Европе, 'сердцем' - еще в империалистически-монархистской идеологии.
Если все же у нас есть амбиции развиваться в общеевропейском дискурсе, следует прекратить оценивать власть категориями 'вот выбрали, а он сыну телефоны за 60 тысяч покупает'. Должны осознано понять глубину интеллектуального и духовного упадка, в котором оказалась Украина, и развивать себя, и тех, кто вокруг нас, чтобы из этого упадка выйти. Сознайтесь, ценности, которыми проникнуты дети власть имущих, исповедуют и наши собственные дети! Потому что еще пока в Украине 'быть богатым' значит, 'сорить деньгами'.
Помните, что 'Киев не один день строился', так же и украинская власть не может мгновенно стать такой, какой бы ее хотел видеть каждый из нас (учтите, что каждый ее хочет видеть иначе). Поцелуй Еханурова с Кучмой и подписание меморандума Президента с Януковичем наше символически-православистическое сознание истолковало как воссоединение новой власти со старой.
Хотя, наверное, наступило уже время перестать оценивать современную Украину категориями сериала 'Оперaция проФФесор', и понять, что политики, которые заботятся о своем имидже больше, чем о государственных делах, никогда бы на такой шаг не пошли. Поцелуи и братание не были ни 'снятием масок', ни жестом примирения мировоззрений, но проявлением открытости современной власти. А открытость, как известно, признак силы!
В заключение
Пока одни упрямо называют себя 'командой Ющенко', а другие кричат о 'преданных идеалах Майдана', мы должны осознать, что ни одни, ни другие не являются и не могут быть 'святыми и безгрешными', чего так стремится увидеть православистичное сознание. Держите их на службе у себя, потому что если власть и от Бога, то осуществляют ее 'богоизбранные' от имени и по полномочию народа, общества, то есть нас. И как будем меняться мы, будет меняться и общий уровень наших управленцев. Как прекратим воровать мы - прекратят это делать и они, как наведем порядок в своих головах, тогда лишь он появится в отношениях между государственными кормчими. А искать 'невестку' - это дело несложное, вот лишь бы опять не быть использованными ловкими спекулянтами слов и идей. Поэтому уважайте себя и цените то, что имеем!
N204, субота, 5 листопада 2005
Олесь АНДРИЙЧУК - Карлов университет, Прага