Здесь многое зависит от точки зрения. С весны 2004 года, когда Эстония стала членом Северо-Атлантического договора, ничего особенно не изменилось, утверждает одна часть общества. Наше небольшое ротируемое подразделение пехоты участвовало в урегулировании ситуации в Багдаде и до вступления. Не говоря уже о наблюдателях в Косово, саперах в Афганистане, военных советниках то тут, то там по всему миру. Эстонские солдаты и прежде участвовали в таких мероприятиях и продолжали бы участвовать в них и сейчас, без членства в НАТО.
Хотя самолеты союзников патрулируют небо Балтии самолеты России по-прежнему нагло нарушают наше воздушное пространство. Эстония и без союзнических обязательств никуда бы не делась от закупки радаров и планируемой закупки системы ПВО.
Неприятной неожиданностью для многих стала прохладная реакция НАТО и Европейского Союза в ситуации, когда Лавров и Путин начали 'играть в дурака' с эстонско-российским пограничным договором. Естественно, у нас нет оснований опасаться, что Запад верит в откровенную ложь Москвы о территориальных притязаниях Эстонии к России. Но мы надеялись на более мощный голос в нашу поддержку из Брюсселя и ряда других больших столиц.
Лучшая возможная безопасность
Но на прошедшие полтора года можно посмотреть и с другой стороны. Эстония входит в НАТО и для эстонцев этот факт означает совершенно новую ситуацию в нашей длительной истории. Мы обрели гарантии безопасности для нашей страны и народа, и это лучшее, что можно обрести.
Правда, время от времени некоторые политики или журналисты утверждают обратное. НАТО - пузырь. Дядя Сэм далеко и он болен. У Западной Европы нет иных интересов, кроме как продолжать хорошую жизнь (на российском сырье) между иссякающими молочными реками и кисельными берегами. Если с равнин Сарматии в один прекрасный день вновь начнется наступление, то Эстония останется одна, преданная и униженная, как всегда.
Но вместо того, чтобы спорить с этими утверждениями, спросим лучше: что станет с погодой и людьми в наступившем столетии? Честный ответ гласит: мы не знаем. Так же как сто лет назад наши прадеды не знали, какие катаклизмы и несправедливости несет им и их потомкам ХХ век.
Но мы знаем, что вероятность нападения на Эстонию в обозримом будущем с целью военного завоевания сократилась до чрезвычайно малой.
На самом деле, до несуществующей. Это может произойти только при условии, что нынешний мировой порядок рухнет. Точнее говоря: если будет создана или создается ситуация, когда оборонительные трансатлантические структуры и экономические и политические объединения нашего большого региона (прежде всего НАТО и Европейский Союз) прекратят существование.
За минувший год изменилось многое. В обеспечении безопасности Эстонии участвуют союзники. Из НАТО каждое государство может выйти.
Участники договора могут исключить из своих рядов тех, кто не выполняет Северо-Атлантический договор или взятых на себя обязательств. Но исключена возможность, что 26 членов союза будут пугливо следить за вооруженным нападением на одного или нескольких союзников.
Статья 5 делает подобное поведение невозможным. НАТО - это союзническая организация, и оставить союзников без помощи означает больше, чем коллапс добровольного оборонного сообщества. Мы должны опасаться приближения апокалипсического хаоса.
Доверие и надежность
Подписи представителей государства и церемония поднятия флага у здания штаб-квартиры НАТО кардинально изменили статус Эстонии. Над нами распростерся зонтик совместной обороны. Но речь все же не шла о мановении волшебной палочки, которая решает все проблемы.
Эстония взяла на себя большое число обязательств и ответственность, с которыми ранее государство - и его Силы обороны - не сталкивались. Держать кулачки за то, чтобы в НАТО все шло хорошо, сегодня недостаточно. Сейчас мы и сами должны беспокоиться о том, чтобы этот коллективный орган защиты смог выполнять свои задачи наилучшим образом, в чем взаимно поклялись его участники.
В нашем обыденном лексиконе появились новые слова - в том числе доверие и надежность. И с тем, и с другим у рядовых эстонцы, за спиной которых советское образование и опыт, серьезные трудности. Почему чужие должны доверять нам, а мы им? Зачем нам трудиться ради получения истинного доверия, когда можно добиться цели с помощью блефа? Действительно, зачем?
У Эстонии нет танковых дивизий, авиационных эскадрилий, ракетных войск. И никогда не будет. Приглашение НАТО предполагало/предполагает иное. Демонстрацию воли и готовности защищать себя на деле, наращивать безопасность в ближайшем окружении, создавать стабильность и в более отдаленных местах.
На словах это обещать легче, чем выполнить на деле. Но именно последнего - доверия, подкрепленного делами, - ждут новые партнеры от парламента Эстонии, правительства, Сил обороны. И отказа от ряда укоренившихся в обществе понятий.
Независимость нуждается в защите. Об этом мы знаем испокон веков. Сохранность государства подкрепляют, с одной стороны, скрепленное печатью международное признание в виде двух- и многосторонних договоров, соглашений и протоколов о сотрудничестве.
Но есть, разумеется, и другая сторона - всерьез воспринимаемые шаги по государственной обороне, выполнение обязательств, доверие союзников. Во всяком случае, тешу себя надеждой, что предстоящие годы в НАТО помогут колеблющимся осознать это. Доверие к союзнической организации зависит от доверия к членам союза.