Беспорядки и поджоги, охватившие Париж и распространившиеся на многие города, включая районы Нормандии, Дижона и Марселя, стали серьезным испытанием для пропагандируемых во Франции ценностей терпимости и веры в культурное многообразие. Беспорядки, длящиеся уже более 10 дней, были вызваны гибелью двух подростков, которые, спасаясь от полиции, спрятались в трансформаторной будке и были убиты разрядом электричества. И хотя точные обстоятельства их гибели остались невыясненными, случившегося оказалось достаточно для начала массовых беспорядков, нападений на полицию и погромов. В свою очередь это предполагает, что далеко не все в порядке во французском государстве.
Несмотря на всю свою хваленую культурную утонченность, французская демократия, в которой идеи равноправия развиты в наименьшей степени по сравнению с другими европейскими демократиями, имеет мрачный опыт отношения к иммигрантам и этническим меньшинствам. По сути, в законодательстве Франции, в которой, по сравнению с другими странами Евросоюза проживает самая большая мусульманская община - пять миллионов человек, в основном, выходцев из стран Северной Африки, - есть только несколько размытых положений о правах национальных меньшинств. Основная масса населения, представляющего национальные меньшинства, прозябает в гетто в беднейших кварталах городов Франции, являющихся очагами постоянных выступлений против дискриминации и лишений.
Естественно, что подобные условия существования являются своего рода пороховой бочкой, готовой взорваться от малейшего толчка. Именно это сегодня и случилось. Циркулирующие в настоящее время слухи о том, что полиция забросала одну из мечетей гранатами со слезоточивым газом, могут быть верны или нет. Но если представители национальных меньшинств поверят скорее первому, это случится только потому, что в прошлом силовые структуры Франции уже неоднократно врывались в молитвенные места мусульман. Но когда в результате начинались массовые волнения, власти, даже на самом высоком уровне, далеко не всегда искали пути к началу диалога с протестующими, но, зачастую, занимали еще более жесткую позицию.
В то время как пожар волнений и беспорядков бушует в Париже и других городах Франции, премьер-министр Доминик де Вильпен и министр внутренних дел Николя Саркози никак не могут придти к согласию в том, как исправить сложившуюся ситуацию. Г-н Саркози, приверженец силового похода, намеревающийся выставить свою кандидатуру на президентских выборах в 2007 году, добавил масла в огонь своими несдержанными заявлениями по поводу нынешних событий, выдавшими его презрение к представителям национальных меньшинств и обездоленным. В результате, власти так и не смогли адекватно проанализировать и понять причины волнений и постараться взять ситуацию под контроль.