9 ноября 2005 года. В этом месяце администрация Буша (George W. Bush) устроила своей политике демократизации проверку в Азербайджане, богатой нефтью мусульманской стране, которая расположена на побережье Каспийского моря, между Россией и Ираном. Президент Буш потребовал от автократического, но прозападного президента этой страны Ильхама Алиева провести свободные и честные выборы в парламент и обещал, что если он так сделает, "отношения между нашими странами поднимутся на новый стратегический уровень". Выборы состоялись в воскресенье - и г-н Алиев не выдержал проверки. Западные наблюдатели за выборами назвали "плохим" или "очень плохим" подсчет голосов в более чем 40% избирательных округов, за которыми они наблюдали; проведенные под эгидой США опросы на выходе из избирательных участков показали, что проигрывавший кандидат был назван победителем в полудюжине, по меньшей мере, избирательных округов. Теперь г-н Буш должен рассмотреть обратную сторону своего требования: С учетом того, что г-н Алиев не смог обеспечить свободные и честные выборы, Азербайджан следует лишить статуса "стратегического" союзника США.
Подобный шаг не будет для г-на Буша легким, несмотря на его доктрину демократизации. Благодаря недавно завершенному строительством нефтепроводу Азербайджан вскоре станет крупным поставщиком нефти на Запад, а Пентагон очень хочет повысить уровень военных отношений с Азербайджаном, который уже предоставил авиации США право пролета над своей территорией при выполнении полетов в Ирак и Афганистан. Многие официальные лица США с большой теплотой относятся к г-ну Алиеву, который получил образование на Западе. Когда 2 года назад он был избран президентом на выборах, которые характеризовались вопиющим мошенничеством и полицейским насилием, первой реакцией Вашингтона был поздравительный звонок от заместителя государственного секретаря США.
Администрация США, надо отдать ей должное, иначе отреагировала на последние выборы. В опубликованном в понедельник заявлении эти выборы названы "улучшением", но выражено сожаление в связи с имевшими место "серьезными нарушениями и мошенничеством". За сценой официальные представители США потребовали от г-на Алиева принятия мер. Вчера его правительство отреагировало тем, что аннулировало результаты в двух из 125 избирательных округов и распорядилось провести пересчет голосов еще в одном избирательном округе, где лидера оппозиции, по-видимому, обманом лишили победы. Г-н Алиев обещал также преследовать в уголовном порядке тех официальных лиц, которые участвовали в мошенничестве, а его помощники сказали, что запланированным на сегодня демонстрациям оппозиции будет позволено пройти мирно.
Надежды оппозиции на "цветную" революцию, которая свергнет г-на Алиева, вероятно, не осуществятся, хотя бы только потому, что азербайджанский президент, в отличие от своих коллег в Грузии и на Украине, имеет поддержку большинства населения страны. Умеренная покладистость президента к обхаживаниям США и его частые заявления, что он хочет демократизировать свою страну, свидетельствуют в пользу того, что администрации США следует продолжать работать с ним. Однако было бы большой неудачей для демократической повестки США, если бы граждане Азербайджана или его соседи сочли, что г-н Алиев получил некое вознаграждение - например, в виде приглашения в Белый дом или новых военных соглашений - за выборы, которые были столь очевидно некорректными. Если мы, в самом деле, хотим, чтобы Азербайджан стал стратегическим союзником Америки, он обязан добиваться этого статуса на путях подлинной демократизации. Обличье автократа, каким бы дружественным к США он ни был, г-ну Алиеву не подходит.