8 ноября 2005 года. Коммунизм почти не оставляет места религии, но всем сердцем поощряет почитание своих лидеров. Живые или мертвые, они являются священными объектами обожествления. Об этом свидетельствует бросающий в дрожь культ личности северокорейского Ким Чен Ира (Kim Jong Il) и его отца, Ким Ир Сена (Kim Il Sung). Земные останки российского Владимира Ильича Ленина, китайского Мао Цзэдуна (Mao Tse-tung) и вьетнамского Хо Ши Мина (Ho Chi Minh) остаются замороженными во времени под стеклом и мрачно открытыми для всеобщего обозрения.
И вот теперь в России зарождается инициатива вынести отца большевистской революции из мавзолея на Красной площади в Москве и захоронить его, как и подобает, в земле. Это может показаться слишком запоздалым шагом: с момента смерти Ленина прошел уже 81 год, и уже почти 15 лет назад порожденный большевиками советский сорт коммунизма был выброшен на помойку. В наши дни очереди желающих попасть в мавзолей Ленина стали значительно короче.
Помощники российского президента Владимира Путина недавно вновь подняли вопрос о похоронах Ленина. Они высказали мнение, что это неправильно, когда человек, сыгравший центральную роль в волнениях 20-го века в России, занимает такое видное место на Красной площади. И они не одиноки. Более половины российских людей в ходе недавнего опроса общественного мнения сказали, что, по их мнению, настало время предать земле восковые останки Ленина.
И этому есть прецедент. Иосиф Сталин был когда-то выставлен рядом с Лениным. В 1961 году, после того, как Никита Хрущев осудил его царство террора, Сталина убрали с всеобщего обозрения и захоронили у Кремлевской стены. Но Россия - страна, которая все еще никак не может примириться со своим прошлым, со своим менее важным положением на мировой арене и со своим будущим. В России смерть и, в особенности, похороны являются сложными вопросами, которые обременены призраками давнего террора.
Приход большевиков к власти был сцементирован в 1918 году убийством царя Николая Второго и его семьи, жестоким убийством, которое было совершено по приказу Ленина. Царь, его жена и пятеро детей были заколоты штыками и застрелены, их лица были обезображены ударами прикладов, их тела были раздеты и сброшены в шахту, их кости были сожжены. Там, в Екатеринбурге, они и оставались до того момента, когда в 1998 году первый демократично избранный президент России Борис Ельцин распорядился перевезти их в Санкт-Петербург и похоронить в царском соборе.
Ленин не высказывал желания быть объектом поклонения в стеклянном саркофаге. Он завещал похоронить себя в Санкт-Петербурге, рядом с матерью. Если на то пошло, Мао высказал пожелание, чтобы его кремировали, а Хо хотел избежать бесцельной траты народных денег на свои пышные похороны.
Но мы живем уже в 2005 году, а эти три коммунистических бога все еще лежат в Москве, Пекине и Ханое под стеклом, выставленные на всеобщее обозрение, в подвешенном состоянии в мире, который вращается все быстрее, уходя все дальше от их движения и их идей.