Сделанное президентом Джорджем Бушем (George W. Bush) в 2003 году заявление о том, что США отныне будут придерживаться "передовой стратегии свободы на Ближнем Востоке", было встречено с одобрением. Его рассуждения о том, что имевшее место в эпоху "холодной войны" стремление Вашингтона к стабильности посредством поддержки антикоммунистических авторитарных режимов привело лишь к нестабильности в регионе и вызвало недовольство людей Соединенными Штатами, звучали здраво. Однако, по причинам, не связанным с его неудачей в Ираке, продвижение демократии оказывается сложным делом.
Дело в том, что США находят на Ближнем Востоке и в Средней Азии таких друзей, которым трудно отказаться от своих старых авторитарных привычек. Азербайджан, богатое нефтью и прозападно настроенное государство, только что провел парламентские выборы, однако их результаты вызвали многочисленные протесты, так как они дали значительное преимущество президенту Ильхаму Алиеву и его правящей партии. В Египте, получающем значительные объемы американской помощи, на этой неделе состоялся первый этап парламентских выборов, однако предварительные подсчеты голосов показывают, что партия президента Хосни Мубарака (Hosni Mubarak) лидирует с большим отрывом, а сама кампания сопровождается похожими обвинениями в запугивании и подкупе голосов.
Да и сами результаты выборов не те, которые хотели бы видеть Соединенные Штаты. Например, в этот раз египетские партии включили в свои ряды гораздо меньше женщин, чем в прошлые выборы. Причина, судя по всему, заключается в том, что партиям теперь нужно получить пять процентов мест в парламенте, чтобы иметь возможность выставлять своего кандидата против г-на Мубарака в следующих президентских выборах, и они не хотят рисковать этим шансом, бросая вызов египетской политической культуре, в которой господствуют мужчины. Это расстроит Карен Хьюз (Karen Hughes), назначенную недавно г-ном Бушем ответственной за публичную дипломатию, которая в прошлом месяце совершила турне по региону с целью продвижения прав женщин, а так же демократии.
Кроме того, когда-нибудь Соединенным Штатам придется столкнуться с вероятностью того, что чем свободней будут становиться выборы, тем с большей вероятностью на них могут одержать победу исламисты, которые во многих частях арабского мира считаются наиболее истинной оппозицией. Смягченный вариант такого положения вещей имеет место в Египте, где организация "Мусульманское братство" является крупнейшей оппозиционной группой, но вынуждена при этом действовать как объединение независимых лиц.
Однако если дружественные Америке режимы не помогают делу г-на Буша, то то же самое можно сказать и об обратном процессе. Неспособность администрации Буша придти к согласию по основным элементам справедливого правосудия для лиц, подозреваемых в связях с "Аль-Каидой" и более трех лет содержащихся в заключении на базе в Гуантанамо, бросает тень на имидж США и их региональных союзников. Этот вред значительно перевешивает ту поддержку, которую США оказывают делу продвижения демократии. В качестве примера можно привести открытие на этой неделе в Бахрейне "Фонда будущего" ("Foundation for the Future"). По иронии судьбы, одним из авторов этого проекта является Лиз Чейни (Liz Cheney), служащая Государственного департамента, чей отец, вице-президент, проводит время на Капитолийском холме, всеми силами пытаясь отменить или ослабить законопроект о запрете пыток в отношении заключенных. Дело дочери оказывается подорванным ее же отцом.