15 ноября 2005 года. В лекционном зале школы в западносибирской деревне Плановы полковник Сергей Лотанский указывает на витрину, где выставлены разряженные химические снаряды. Даже самый маленький из них, размерами чуть больше винной бутылки, может содержать 440 г отравляющего вещества (ОВ) нервно-паралитического действия - достаточно, чтобы убить несколько тысяч людей.
Полковник Лотанский служит главным инженером на расположенной неподалеку военной базе "Щучье", где в 14 больших хранилищах на деревянных поддонах заскладированы почти 2 млн. боевых химических снарядов.
В них содержится 5400 т ОВ типов зарин, зоман и VX - количество, теоретически достаточное (если разделить его на индивидуальные дозы) для того, чтобы многократно уничтожить все население планеты. В век терроризма, направленного на массовое уничтожение людей, эти снаряды причиняют специалистам по безопасности не менее сильную головную боль, чем ядерное оружие.
Химические снаряды малогабаритны, просты в транспортировке и легко могут быть подорваны. И таких снарядов миллионы. В Щучьем находится один их семи российских складов, на которых хранятся 40000 т боевых ОВ - самый большой в мире арсенал - хотя на некоторых складах есть и более крупногабаритные химические боеприпасы, а также выливные авиационные приборы. Особая уязвимость склада в Щучьем, обусловленная портативностью хранящихся в нем снарядов, делает его центральным объектом стоящей многие миллиарды долларов программы строительства заводов по уничтожению химического оружия при каждом из подобных складов. Склад в Щучьем также является наглядным примером трудностей, которые преследуют эту программу - и пока до конца не преодолены.
Соединенные Штаты потратили 10 млн. долл. на повышение безопасности базы "Щучье". Почти 2 млрд. долл. от таких жертвователей, как Великобритания, Канада, Италия, Швейцария, Россия и, прежде всего, Соединенные Штаты Америки, направляются на строительство в 15 км отсюда крупного завода по уничтожению химического оружия. Этот завод уже должен был быть введен в эксплуатацию, но начало его строительства было отложено ввиду нехватки у России денег и бюрократических проволочек, а также из-за задержки на 3 года одобрения ассигнований конгрессом США.
Сегодня, наконец, над вырубленной в березовом лесу площадкой уже высятся два сооружения ангарного типа, а вокруг полно людей в строительных касках, и слышен шум бетономешалок и буровых установок.
Если теперь все пойдет в соответствии с планом, то в 2008 году сюда по специально проложенной от химического склада железнодорожной ветке начнут прибывать груженые снарядами поезда.
ОВ будет извлечено из снарядов, разложено на составляющие, затем необратимо перемешано с битумом. При полной мощности завод сможет уничтожить запасы химического оружия в Щучьем в срок чуть более 3 лет и, таким образом, позволить России выполнить взятое в соответствии с Конвенцией по химическому оружию от 1997 года обязательство сделать это не позднее 2012 года.
Заместитель директора Федерального агентства РФ по промышленности генерал-полковник Виктор Холстов, который курирует строительство завода по уничтожению химических боеприпасов, настаивает, что работы идут по графику.
"Мы в 2004 году пересмотрели наши планы строительства, и я должен сказать, что наша цель пустить завод в эксплуатацию к середине 2008 года реалистична", - говорит он.
Министр вооруженных сил Великобритании Адам Ингрэм (Adam Ingram) недавно посетил Щучье, чтобы убедиться, как Великобритания потратила 15 млн. английских фунтов стерлингов (26 млн. долл. США) на обеспечение этого строительства водой и электричеством. (Всего Великобритания обещает выделить на оказание России помощи в уничтожении химического оружия 100 млн. долл.) Он отметил "существенный прогресс".
"Есть в мире злобные силы, которые очень хотят заполучить в свои руки такие материалы, и мы должны это предотвратить", - сказал он.
Но не упускают ли из виду международные жертвователи другую угрозу для своего проекта? Стоит прокатиться вокруг обветшалых деревянных домов и рушащихся зданий малой этажности в Щучьем, и становится ясно, что нефтяные богатства, которые трансформируют крупные города России, пока еще сюда не дошли.
Проклятье Щучьего, заключающееся в том, что этот город расположен рядом с тысячами тонн ОВ нервно-паралитического действия, привело к почти полной ликвидации предприятий сельского хозяйства и пищевой промышленности в округе.
В одном сентябрьском докладе организации защитников окружающей среды "Green Cross International", которая осуществляет мониторинг уничтожения (химического) оружия, сказано, что безработица в районе Щучье, где проживает 29000 человек, составляет 43%.
В девяти из каждых 10 семей доход на душу населения ниже официальной черты бедности, которая составляет 77 долл. США на человека в месяц; водопровод есть менее чем у одной трети семей. Учитывая, что половина всех дорог не замощена, больницы недостаточно оснащены и укомплектованы персоналом, этот район опасно не готов к чрезвычайным ситуациям. В докладе содержалось предостережение, что недовольные местные жители могут помешать строительству завода по уничтожению химического оружия путем саботажа или демонстраций - или чего-нибудь похуже.
"Вполне вероятно, что доведенные до нищеты обитатели, вступив в сговор с террористами, попытаются - за соответственную плату - скомпрометировать безопасность склада ОВ нервно-паралитического действия. . . или завода по уничтожению химического оружия", - сказано в докладе.
Министерство обороны Великобритании считает, что эта угроза преувеличена. Россия несет ответственность за совершенствование местной инфраструктуры, что она, согласно собственным утверждениям, и делает. Избавление от угрозы со стороны химического оружия само по себе помогло бы восстановить экономику Щучьего. Галина Вепрева, которая руководит в Щучьем Информационным центром по разоружению, говорит, что город уже увидел в этом определенные выгоды. Россия обязалась выделить 10% от общей стоимости уничтожения химического оружия на совершенствование местной инфраструктуры.
Но г-жа Вепрева опасается, что для того, чтобы избежать превращения в действительность сценария "Green Cross International", нужны дополнительные финансовые средства.