Глава ФСБ Николай Патрушев не оставил в парламенте никаких сомнений: российские граждане работают на иностранные разведки, чтобы организовывать 'оранжевые революции' в странах бывшего Советского Союза или шпионить в их пользу в России. У президента Путина такая же точка зрения. Он 'категорически' против финансирования политической деятельности из-за рубежа, под которой он понимает деятельность неправительственных, общественных организаций. 'Мы этого не допустим', - предупредил Путин в июле. Теперь за словами должны последовать дела.
На прошлой неделе Кремль направил в парламент проект закона, согласно которому под контроль должны быть взяты как отечественные общественные организации, так и зарубежные фонды, правозащитные группы и организации, оказывающие гуманитарную помощь. Для бывшего советника президента Георгия Сатарова они являются 'последней независимой сферой российского общества'. Если проект станет законом, - возможно, уже к 1 января 2006 года, - то все общественные организации должны будут перерегистрироваться в Министерстве юстиции. В проекте, текст которого имеется в распоряжении FR, перечисляются формальные причины, по которым в будущем организациям можно будет отказывать в регистрации: например, в том случае, если 'оскорбляются нравственные, национальные и религиозные чувства граждан'. Все общественные организации будут обязаны предъявлять всю бухгалтерскую отчетность.
Общественные организации могут быть в случае нарушений распущены по предложению Министерства юстиции или Генеральной прокуратуры. Причем на общественные организации сильное давление оказывается уже сегодня. 'После того, как мы начали переговоры с чеченскими мятежниками, нас подвергли проверке Генеральная прокуратура, финансовое ведомство и управление по борьбе с экономическими преступлениями', - говорит Валентина Мельникова из Комитета солдатских матерей. В правозащитной организации 'Мемориал' ждут 'проверку из финансового ведомства, по его требованию. Она продлится шесть месяцев', - говорит председатель правления общества Арсений Рогинский. Светлана Ганнушкина из организации 'Гражданское общество' считает, что единственный смысл нового закона заключается в том, чтобы 'получить новые предлоги для уничтожения любой неправительственной организации'.
Это касается также зарубежных организаций. Будь то Фонд Фридриха Эберта (Friedrich Ebert) или организация 'Врачи без границ' - все они больше не смогут работать в качестве филиалов западных организаций, им придется перерегистрироваться по российским законам и тут же попасть, как и их российские коллеги, под всесторонний контроль. 'Закон усложнит нашу работу или сделает ее невозможной', - говорит Йенс Зигерт (Jens Siegert) из московского бюро Фонда Генриха Белля (Heinrich-Boell). 'Если закон пройдет, тогда пиши пропало, о независимой работе можно будет забыть', - говорит Александр Петров из организации Human Rights Watch.