По мнению аналитиков, 'оранжевая революция' была страшным ударом для России и многих постсоветских режимов в ее ближайшем окружении, но в то же время, она явилась толчком к выходу из застоя, к новым попыткам сберечь, а может и приумножить свое влияние на просторах бывшего СССР. Болгарский профессор Иван Крастев считает, что триумф прозападной толпы в Киеве стал для России ее 11-м сентября, перевернувшим ее представление о внешней политике. На сайте Open Democracy он говорит о том, что смена режима на Украине заставила Россию вдруг почувствовать, что от Европейского союза тоже может исходить опасность, ведь 'раньше она считала его скорее препятствием к установлению гегемонии США на европейском континенте. Сейчас же ЕС для России - проводник интересов Вашингтона и Варшавы'. Другие политологи, например, Федор Лукьянов, главный редактор московского журнала 'Россия', не заходят так далеко.
'Конечно, год назад Россия считала объединенную Европу чем-то вроде империи нового типа', - сказал он в интервью агентству Франс-пресс. 'Но сегодня у ЕС слишком много проблем, и российские страхи рассеялись'. Он намекает на провал Европейской конституции на референдумах во Франции и Нидерландах. Но неудачи на Украине и опасение новых 'цветных' революций все же заставили Москву пересмотреть свою политику на постсоветском пространстве. Раньше Россия незаметно поддерживала консервативные режимы в бывших советских республиках - того же Шеварнадзе в Грузии, которого мирно свергли в 2003 г. (революция роз). Потрясенная событиями в Киеве, она ничего не сделала, чтобы помешать свержению Аскара Акаева в Киргизии в марте этого года. Однако теперь она снова взяла себя в руки.
Так, в мае этого года Москва оказала солидную поддержку узбекскому президенту Исламу Каримову, который утопил в крови андижанское восстание. Каримов тут же сблизился с Москвой и потребовал от США вывести свою военно-воздушную базу с территории Узбекистана.
'Решение вести газопровод по дну Балтийского моря (по которому будут осуществляться поставки газа в Западную Европу в обход Украины и Польши) - это тоже следствие событий на Украине, - считает Федор Лукьянов. - Не всегда легко наказывать какое-либо государство, перекрывая кран с газом, когда через его территорию проходит газовый транзит'. По словам политолога Николая Петрова из Фонда Карнеги, во внутренней политике украинский пример вызвал рост уличных выступлений пенсионеров, по которым ударила отмена системы льгот, оставшейся от СССР. Они добились своего в январе этого года.
Однако в то же время Кремль усвоил и начал сам использовать методы оранжевых революционеров. Чтобы объединить под одной крышей (и контролировать) неправительственные организации, была создана Общественная палата. А молодежное прокремлевское движение 'Наши', очень активно проводящее разные митинги, заметно расправило крылья.
По словам Лукьянова, другие руководители постсоветских государств тоже усвоили уроки оранжевой революции.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев внимательно изучил революционные технологии и постарался минимизировать их воздействие, готовясь к прошедшим 6 ноября парламентским выборам.
Белорусский президент Александр Лукашенко устранил многих опасных противников, перекрыл оппозиции доступ к иностранной помощи.
Что же касается российского влияния на Украине, то игра продолжается. У Виктора Ющенко сейчас непростое положение, ему пришлось заручиться поддержкой в парламенте своего бывшего соперника на президентских выборах, прорусски настроенного Виктора Януковича. За действиями президента с интересом наблюдают в Москве. К тому же, на Украине грядут парламентские выборы, которые назначены на март 2006 г. Они должны совпасть с укреплением власти парламента и передачей ему части президентских полномочий.