В условиях авторитарного режима личность первого лица государства, или хозяина имеет чрезвычайно большое значение. Именно поэтому кадровые перестановки, которые на этой неделе неожиданно произвел президент России Владимир Путин, привлекли повышенное внимание. Бывший руководитель президентской администрации Дмитрий Медведев стал первым вице-премьером, министр обороны Сергей Иванов - просто вице-премьером, сохранив при этом пост главы военного ведомства. Сразу же посыпались намеки о начале операции 'Преемник', в ходе которой станет ясно, кто может занять место Путина в 2008 году (эту версию активно растиражировало подконтрольное властям российское телевидение).
На первый взгляд, все кажется просто и понятно: Путин пошел по тропе Бориса Ельцина. В последние два года правления первый российский президент испытывал на премьерской должности своих возможных политических наследников Сергея Кириенко, Сергея Степашина, Владимира Путина. Последний оказался довольно хорошим, стоит отметить, что данное Ельцину и его близким обещание о гарантиях личной безопасности Путин не нарушает.
Путин неоднократно заявлял, что останется верен Конституции, которая позволяет занимать президентский пост лишь два срока подряд. Однако есть возможности сохранить положение хозяина и без президентского кресла.
Вроде бы получается черно-белая картинка. Кандидат N1 - Медведев, Иванов - на скамейке запасных. В будущем году Медведев или Иванов сменят Михаила Фрадкова на премьерском посту, и вперед - навстречу выборам президента.
Однако у этой схемы есть несколько недостатков, которые заставляют усомниться в ее верности. До президентских выборов осталось еще два с половиной года, в течение которых как основной кандидат, так и резервист могут проявить себя как бесперспективные. У Иванова на посту министра обороны было две основных задачи. Прежде всего, навести порядок в Вооруженных силах, а затем - реформировать их. Ни первое, ни второе не выполнено.
Последнее достижение министра - закрытие военных кафедр в вузах, что даст возможность призывать в армию выпускников. Это может привести к различным последствиям, но только не к повышению популярности инициатора этого шага.
Новая должность Медведева - первый вице-премьер звучит, конечно, гордо. Однако в России как в авторитарном государстве не всегда титул отражает реальный статус. В Основном законе о президентской администрации есть всего одна строчка - ее формирует президент. На деле еще с ельцинских времен все важные вопросы решались этой структурой, а не правительством. Глава президентской администрации решает, кому дать доступ к президенту, кому предоставить возможность быть выслушанным не публично, а, скажем, в более интимной обстановке. Медведев из 'серого кардинала' превращается в публичного политика, однако, насколько он подходит для этой роли, остается только гадать. К тому же, в 2008 году ему будет только 42 года, а это в стареющей России вряд ли можно считать козырем для повышения популярности в глазах избирателей.
Путь Путина от кресла никому неизвестного чиновника до поста президента длился чуть более полугода, и вымощен он был как уходящим Ельциным, так и поначалу популярной второй чеченской войной, и даже тем, что впервые после 1917 года хозяином в государстве стал человек, который хорошо говорит по-русски. Но такое благоприятное стечение обстоятельств вряд ли повторится.
Давно известно, что команда Путина неоднородна. В ней, по крайней мере, две группировки: одна сконцентрирована вокруг Медведева, другая - вокруг его заместителя Сечина. Обе неформальные группы ведут борьбу за влияние на хозяина, и перестановки на высшей политической 'полке', скорее, свидетельствует, что перевес одержала одна из сторон.
Если центр реальной власти по-прежнему останется в президентской администрации, то песенка Медведева спета. Однако может случиться и так, что Путин, думая о 2008 годе, который неизбежно наступит, и о себе, переводит Медведева в дом правительства, чтобы оно вернуло полагающееся ему место, а премьер-министр, формально сохраняя статус второго лица, стал фактическим хозяином в государстве.