Беседа корреспондента РФИ, Патрика Адама, с сотрудником Института IFRI, специалистом по России и странам СНГ, Тома Гомаром.
Вопрос: Добрый день, Тома Гомар. Всем известно, что главной внешнеполитической задачей президента Ющенко остается вступление Украины в ЕС. Как Вы думаете, спустя год после прихода Ющенко к власти можно ли говорить хотя бы о росте влияния Украины на политической карте Европы?
Т.Г.: Добрый день. Самая большая проблема - и беда Украины - в том, что она расположена между Европой и Россией, между европейской 'равниной' и Черным морем. Она на распутье, на перекрестке, вынуждена поддерживать хорошие отношения с Москвой, от которой она очень сильно зависит экономически. Важнейшую роль в развитии экономики страны играют российские энергоносители, а также многочисленные туристы, буквально наводняющие летом черноморское побережье.
Между тем, новой Украине предстоит налаживать связи с Европейским Союзом и НАТО, чем сегодня активно занимается Виктор Ющенко, совершая один за одним турне по западным странам. Основной его заботой стала необходимость объяснить отдавшим за него голоса простым украинцам стратегию поддержания ровных отношений со всеми могущественными соседями.
Вопрос: Россия сохраняет свое влияние в Украине?
Т.Г.: Украина остается для России ключевым партнером по большинству направлений как экономики, так и внешней политики. И после так называемой 'оранжевой революции' ничего не изменилось. Во-первых, она настоятельно необходима Кремлю для реализации проектов региональной интеграции, в первую очередь - проекта по созданию Единого экономического пространства с Белоруссией, Казахстаном и Украиной.
Во-вторых, всем известно, что по территории Украины проходит основной транзитный путь для российских энергоносителей в страны Европы. 90% российского газа в ЕС поставляются через Украину.
Наконец, в-третьих, исторически Украина в глазах России представляется последним оплотом против расширения НАТО на восток. А здесь уже может остро встать вопрос национальной безопасности самой России!
Вопрос: Некоторые мечтают об 'оранжевой революции' в России. Насколько это реально?
Т.Г.: Действительно, этот вопрос звучит все чаще. Но, беря на вооружение подобный метод демократизации общества, следует быть очень осторожными. Нужно уметь жестко контролировать ситуацию до революции и в переломный период. Печальный же опыт Грузии и Украины свидетельствует о том, что только спустя какое-то время, когда революционная эйфория проходит, наступает настоящее время для демократизации общества, подвергнувшегося коренному перелому.
Кроме того, следует понимать, что сегодня на Россию невозможно оказывать прямое давление из опасений введения Москвой ответных экономических санкций. Косвенное же давление осуществляется Западом через бывшие республики СССР.
В любом случае процесс демократизации того или иного государства должен внедряться крайне осторожно, с учетом всех особенностей страны, ее внешнего и внутреннего политического курса, а также менталитета ее граждан.