17 ноября 2005 года. Российская правящая верхушка, не способная понять украинскую Оранжевую революцию, которая началась год назад, когда сотни тысяч людей вышли на улицы Киева, чтобы протестовать против мошеннических президентских выборов, изобрела теорию заговора. Они посчитали, что западные разведки выделили большие деньги украинским организациям гражданского общества, которые затем были использованы как прикрытие при организации восстания. Только человек вроде президента Владимира Путина, изолированного от общества бывшего сотрудника Комитета государственной безопасности, не особенно склонного к демократии, мог принять столь вздорную идею. Однако теперь паранойя г-на Путина неизбежно становится основой для далеко идущих нападок на гражданское общество в России. Президент Буш (George W. Bush), который завтра встречается с г-ном Путиным в Южной Корее, не может игнорировать это наступление на свободу.
Инициатива г-на Путина приняла форму законодательного предложения, которое на прошлой неделе было внезапно внесено в парламент, превращенный им в послушно проштамповывающий его решения орган. Новый закон потребует от всех 450000 неправительственных ассоциаций в России перерегистрироваться в правительстве; вынудит группы, которые до сегодняшнего дня работали без регистрации, пройти эту регистрацию; и запретит всем организациям использовать иностранное финансирование в интересах "политической деятельности". Филиалы иностранных организаций, таких, как "Human Rights Watch" или московский Центр Карнеги, будут запрещены, как и иностранные сотрудники (российских) неправительственных организаций (НПО). Фактически, эта мера вынудит большинство иностранных НПО прекратить работу в России, сделает невозможным деятельность таких фондов, как "Национальный фонд за демократию", и поставит все российские гражданские группы в зависимость от прихотей тайной полиции, которая получит возможность отказать в регистрации любой из них, если сочтет ее подозрительной.
Российские официальные лица делают вид, что целью этого законопроекта является прекращение отмывания денег и других операций террористических организаций. Но реальный мотив был публично объявлен на прошлой неделе одним из сторонников этого законопроекта, Алексеем Островским, который заявил "Независимой Газете", что закон "должен помочь правительству в преследовании НПО, которые финансируются из-за рубежа и могут использовать эти деньги для помощи революции по типу Оранжевой". Г-н Островский увязал этот законопроект с встречей г-на Путина с активистами правозащитного движения в июле с.г., на которой президент объявил, что не намерен мириться с финансированием НПО из-за рубежа.
В действительности, новый закон является частью более широкой кампании г-на Путина, которая преследует цель обеспечить возможность для созданной им коррумпированной автократии пережить следующий круг парламентских выборов в 2007 году и президентских выборов в 2008 году. Кандидатам, которые могли бы бросить вызов режиму, таким, как бывший премьер-министр Михаил Касьянов, уже угрожают уголовным преследованием. Теперь вот г-н Путин планирует раздавить в зародыше всякую возможность того, что россияне отреагируют на сфальсифицированные выборы своим демократическим восстанием, ликвидировав все организации гражданского общества, которые считаются потенциально недружественными, включая и все те, которые спонсируются Западом. Российские специалисты говорят, что закон может быть принят к 1 января, то есть к тому дню, когда правительство г-на Путина должно занять председательское кресло в Большой Восьмерке промышленно развитых стран. Г-ну Бушу предстоит поднять тост за беспрецедентное восхождение российского президента к руководству тем, что когда-то считалось эксклюзивным клубом демократических стран, несмотря даже на то, что г-н Путин ликвидирует работающие в Москве филиалы американских фондов, аналитических организаций и правозащитных групп. Действительно ли г-н Буш готов согласиться на такого лидера?