Российский президент маневрирует, чтобы обеспечить пребывание правящей элиты во власти после собственного ухода из Кремля в 2008 году
Первыми на беговую дорожку выпустили двух новых вице-премьеров
На этой неделе российский президент Владимир Путин провел в кремлевской администрации и правительстве ряд назначений, ставших первым масштабным маневром с целью сохранения власти для правящей элиты после 2008 года, когда закончится второй - и он же последний - срок президентских полномочий, и, согласно Конституции, должны будут состояться новые выборы главы российского государства.
Российские аналитики практически единогласно разделяют это мнение, однако по-разному оценивают шансы выдвиженцев. Кое-кто считает, что российский лидер еще не выложил на стол все карты. Социолог Ольга Крыштановская, руководитель центра изучения элит РАН, полагает, что за оставшиеся до выборов два года многое может произойти, в том числе и конституционные изменения, хотя президент и уверяет, что не намерен менять основной закон страны в краткосрочной перспективе. Для внесения поправок в Конституцию необходимо абсолютное большинство голосов в Госдуме, а путинским сторонникам из 'Единой России' это вполне по силам.
Вновь назначенные вице-премьеры, - Дмитрий Медведев, бывший до этого руководителем президентской администрации, и Сергей Иванов, сохраняющий за собой портфель министра обороны, - стали первыми, кого выпустили на дорожку, чтобы проверить, насколько они хороши в беге на длинную дистанцию. Есть еще и третий участник, Сергей Собянин, являвшийся с 2001 года губернатором нефтяной Тюмени, а с этой недели - новый шеф кремлевской администрации. По мнению Крыштановской, он заслуживает самого пристального внимания, так как, в отличие от питерцев, - юриста Медведева и ветерана госбезопасности Иванова, - обладает 'серьезным выборным потенциалом'.
Этот сорокасемилетний выходец из Сибири закален в предвыборных баталиях и неоднократно добивался успеха. Инженер и юрист по образованию, Собянин считается инициативным и осторожным политиком. Он мягок в обращении, но действует решительно и знает, как примирить противоположные интересы. По словам Крыштановской, он из тех, кто 'умеет нравиться электорату и договариваться с элитой'.
Собянин сделал карьеру в главном нефтедобывающем регионе России, Западной Сибири, так что прекрасно знает эту отрасль и тех, кто стоит во главе работающих в Тюмени и Ханты-мансийском округе компаний, таких как 'ТНК', 'Сургутнефтегаз', 'ЛУКОЙЛ' и 'ЮКОС'. На сегодняшний день, опыт в энергетической сфере имеет ключевое значение в России, а в будущем, вероятно, эта тенденция только усилится.
'Менталитет правящих кругов меняется', - говорит Ольга Крыштановская. - 'В качестве весомого аргумента используется уже не ядерное оружие, а нефть и газ, ставшие для России новой атомной бомбой'. В своей внешней политике, будь то по отношению к Молдавии, Украине или Польше, Кремль все чаще прибегает к агрессивной концепции рыночных отношений в области поставок энергосырья. Крупнейшие российские энергетические компании, действуя в соседних государствах, руководствуются отчасти философией 'либеральной империи', автором которой является глава РАО 'ЕЭС России' Анатолий Чубайс. Суть ее в том, чтобы обеспечивать внешнее влияние Москвы посредством экономического контроля.
Благодаря нефти, Россия переживает сейчас период экономического расцвета, хотя 28 миллионов ее граждан довольствуются доходом меньше ста долларов в месяц. Размер стабилизационного фонда, созданного за счет отчислений от продажи нефти, уже превысил один триллион рублей (около 30 миллиардов евро), а положительное сальдо во внешней торговле за период с января по сентябрь этого года достигло 89 миллиардов евро.
Путин готовится к тому, чтобы покинуть Кремль, однако существуют различные варианты. Крыштановская, к примеру, не исключает того, что в российскую Конституцию будут внесены поправки по немецкой модели, то есть, должность президента станет символической, а ключевой фигурой в российской политике будет премьер-министр.
Почему бы Путину не стать премьером? После ухода из Кремля, по мнению Крыштановской, он не захочет взять на себя руководство 'Газпромом', как это утверждают отдельные аналитики, поскольку в такой стране, как Россия, где политика и экономика слились фактически воедино, это было бы слишком рискованно.
'2008 год - дата весьма условная', - утверждает Крыштановская в 'Ведомостях'. - 'Если правящая элита решит, что пришла пора порадовать страну сюрпризом, то изменение политической системы может произойти достаточно быстро. Стоящие сегодня у руля люди уже не раз демонстрировали свои заговорщические способности и склонность к неординарным шагам'. А пока что, российская элита воспринимает 2008 год, как если бы к этой дате нужно было подготовить Олимпиаду в Москве.