10 ноября 2005 года. Десятого ноября 2005 года Фонд Карнеги за международный мир (Carnegie Endowment for International Peace) принимал у себя участников встречи с директором Института экономик переходного периода Банка Финляндии (Bank of Finland Institute for Economies in Transition) Пеккой Сутелой (Pekka Sutela), которая была посвящена теме "Сколько именно российских энергоносителей хорошо для Европы?". Председательствовал директор программы Фонда Карнеги для России и Евразии Андерс Аслунд (Anders Aslund). Ниже приводится резюме выступления Сутелы.
Среди стран Европейского Союза (ЕС) взгляды Финляндии на Россию уникальны. Россия является главным экспортным рынком Финляндии. Финляндия импортирует 70% потребных ей энергоносителей, и 70% ее импорта поступает из России.
Ситуация между Европой и Россией иная. Энергоносители дают России 60% экспортных доходов. Примерно половина ее экспорта приходится на ЕС. Поэтому Россия, возможно, более зависима от ЕС, чем ЕС - от России. В обозримом будущем энергетическая зависимость Европы будет увеличиваться по мере сокращения добычи нефти и природного газа в Северном море. Согласно официальным прогнозам, ЕС к 2030 году будет импортировать 70% потребных ему энергоносителей. Для ЕС проблема заключается не в том, что российских энергоносителей слишком много. Скорее, дело в том, что ЕС не сможет импортировать столько российских энергоносителей, сколько бы ему хотелось. Конкуренция среди покупателей, а не подавляющая доля на рынке, даст России рычаг воздействия.
Для России проблемой является стагнация добычи нефти и природного газа, а не перспектива стать нефтегосударством. Нужно серьезно относиться к российским прогнозам, которые предусматривают всего лишь скромный прирост добычи энергоносителей. В прошедшие 10 лет Россия экспортировала половину всего прироста объема добычи нефти и природного газа, поэтому это окажет большое воздействие на возможности увеличения экспорта.
На поставки российских энергоносителей может оказать определенный эффект глобальное потепление. Повышение температуры, возможно, сделает более легкой эксплуатацию месторождений энергоносителей в северных морях и откроет водные пути сообщения для танкеров, перевозящих сжиженный газ. Однако отступление зоны вечной мерзлоты затрудняет прокладку трубопроводов. Эти тенденции могут повлиять на Штокмановское нефтегазовое месторождение. Между прочим, газ с этого месторождения может доставляться как в страны ЕС, так и в Соединенные Штаты Америки.
Очень много шума из-за Североевропейского газопровода, но эта идея далеко не нова. Прибалты и финны забили тревогу на 10 лет позже, чем следовало.
Глобальные энергетические компании по-прежнему хотят прийти в Россию, несмотря даже на то, что условия сегодня не те, на которые они когда-то рассчитывали. Большинство стран отказываются продавать контрольные пакеты акций крупных месторождений. Также и Россия становится более нормальной страной в том, что касается добычи энергоносителей.
Вопросы и ответы.
Вопрос. Зависимость ЕС делает его пассивным в политике. Энергетическая хартия ЕС умерла, потому что Россия и Норвегия никогда на нее не согласятся. У ЕС нет энергетической политики. Разве не разумно потребовать (у России) больше, выразить озабоченность по поводу стагнации добычи энергоносителей, доказать (России), что нужно поставлять энергоносители в ЕС, а не в Китай?
Ответ. ЕС в действительности не играет лидирующей роли. Доверие к нему как к органу, принимающему единые для всех его членов решения, пострадало от нарушений Францией и Германией соглашения о стабильности и от референдумов по конституции. Некоторые страны ЕС, в частности, Финляндия, находятся в очень сильной зависимости, в то время как для Испании Россия экономически не важна (хотя она, возможно, важна в политическом плане). В принципе, ЕС серьезно относится к энергетической хартии, общим рынкам и конкуренции. Но Франция менее заинтересована в конкуренции в любой области. Они хотят защитить собственные энергетические компании. Фактическое поведение стран не согласуется с целью конкуренции. Более того, конкурентные рынки и соглашения о поставках на длительные сроки трудно примирить между собой.
Вопрос. Наиболее конкурентоспособные страны ЕС являются также и самыми антироссийскими. Как насчет прав собственности на предприятия? В маленьких странах Россия владеет 50-70% таких предприятий. Больше всего разговоров о конкуренции между "Газпромом" и "Роснефтью". Но главным игроком является "Транснефть", а они не заинтересованы в увеличении количества трубопроводов.
Ответ. "Газпрому" имеет смысл быть владельцем пакетов акций в трубопроводах и других объектах, через которые осуществляется экспорт энергоносителей. Они могут это сделать и поставить своего человека в совет директоров. Например, им принадлежат 30% всех трубопроводов и распределительных узлов в Финляндии. Но контрольные пакеты акций заставляют высоко подниматься брови. Этим странам следует добиваться единой политики ЕС, несмотря на препятствия. "Транснефть" не очень хороший политический инструмент - это очень тупой инструмент. Вспомните, Латвия не очень сильно пострадала с точки зрения макроэкономики от бойкота Вентспилса. В ряде случаев Россия соглашается на более сильную зависимость от прибалтов как транзитных стран. Нам не следует считать, что в России по этому вопросу существует единая политика.
Вопрос. Что Путин подразумевает под "энергетической безопасностью"?
Ответ. Это просто способ подсластить вещи. Он хочет, чтобы покупатели конкурировали, так как он утверждает, что продает "безопасность".
Вопрос. В Западной и в Центральной Европе по-разному смотрят на многие вопросы. Шредер (Schroeder) и ему подобные заключают с Путиным сделки через голову руководителей ЕС. Энергетическая хартия явилась упущенной возможностью. ЕС следует настаивать на конкуренции между трубопроводными компаниями. Но главная проблема - прозрачность, и ЕС следует требовать большей прозрачности. Циники в России говорят, что Москва подписала Киотский протокол в обмен на обещание Ширака (Chirac) и Шредера не требовать большей прозрачности и конкуренции. С компанией "Ruhrgas" Россия вкладывает деньги в политические системы Прибалтики, чтобы скупить прибалтийские газовые компании. По условиям соглашения о Североевропейском трубопроводе, "Газпром" имеет право купить часть компании "Ruhrgas". Тогда он сможет наложить вето на прокладку трубопроводов через Польшу.
Ответ. Доля "Газпрома" в компании "Ruhrgas" будет маленькой, и он не получит юридического права блокировать решения. Скорее, дело в том, что "Газпром" станет получать больше информации. Господство в ЕС крупных стран в ближайшем будущем не закончится. В любом случае, Киотский протокол никогда не был столь уж важным для Германии и Франции. Трудно представить Ширака и Шредера крестоносцами, которые воюют в интересах планеты. Эта теория отражает советскую склонность видеть повсюду заговоры. Это правда, что ЕС не добивается большей прозрачности. Например, они даже не знают, куда идут деньги от пошлин за право пролета иностранных самолетов над Сибирью. ЕС соглашается на непрозрачность как на правду жизни в России.
Вопрос. Предполагается, что прозрачность является частью acquis communautaire. Ее просто насадить в таких странах, как Финляндия, но трудно в таких странах, как Литва. В этих местах дочерние компании направляют деньги "Газпрома" или "Лукойла" в политику. ЕС не помогает этим странам с прозрачностью - фактически, Соединенные Штаты делают больше. Крупные страны ЕС боятся обидеть Москву. "Газпром" вводит в свой совет директоров одного немецкого банкира, бывшего дружка Путина из штази (Stasi).
Ответ. Страны Прибалтики не представляют большого интереса для большинства стран ЕС, если не считать скандинавских стран. Но мы не имеем большого влияния.
Вопрос. Скандинавские страны вот уже 200 лет являются самыми прозрачными в мире. Почему другие не могут последовать их примеру? Совершенно очевидно, что прозрачность способствует очищению от коррупции.
Ответ. Если Брюссель развалится, должны остаться национальные проекты. Эстония, в сущности, сделала именно это. Но мы не можем убедить Францию.