Шестьдесят лет назад Европе пришлось справляться с последствиями самой разрушительной войны в истории. Новое поколение европейцев было полно решимости строить будущее на обломках старой Европы в качестве партнеров, а не соперников. Это был смелый эксперимент - и он удался. Европейский Союз дал своим странам-членам мир и благополучие и способствует укоренению демократии и уважения прав человека.
Однако, похоже, что, несмотря на немалые достижения, не все рады тому, в каком направлении движется Европейский Союз. Это еще раз подчеркнуло непринятие Европейской конституции в Нидерландах и Франции - странах, являющихся одними из основателей ЕС.
Немногие желают вернуться к разрушительному национализму XIX века или отрицают пользу коллективного европейского действия. Многие из проблем, с которыми мы столкнулись сегодня - от терроризма до изменений климата - имеют, скорее, транснациональный характер. Предприниматели, неправительственные организации и простые граждане хотят, чтобы Европа сообща стремилась к увеличению конкурентоспособности своей экономики в мире, защищала окружающую среду и совершенствовала взаимодействие правовых систем. Проблемы в этих сферах страны-члены не могут решить самостоятельно, и именно здесь общеевропейское действие может улучшить жизнь людей.
Таким образом, ставится под сомнение не идея Европы, а то, как работает ЕС. Люди опасаются вмешательства анонимной евробюрократии в слишком многие аспекты их жизни в ущерб культурной идентичности, национальному суверенитету и индивидуальной свободе. Они хотят, чтобы Европа прилагала все усилия к защите наших общих интересов и ценностей и меньше занималась ненужным регулированием. Нашей целью должна быть лучше функционирующая Европа
'Период размышлений', объявленный Европейским Советом в июне, дает возможность честно и открыто обсудить эти вопросы и посмотреть, как ЕС может сосредоточить свою работу на тех сферах, которые позволяют принести реальную пользу его гражданам.
Правительство Нидерландов не представит конституционный договор на рассмотрение парламента, британское правительство также отложило процесс ратификации. Независимо от этого, важно не забыть о тех целях, которые преследовал договор - к которым относилось прояснение того, что должна делать Европа, а что останется в рамках политики государств-членов.
Сегодня в Гааге правительство Нидерландов и председательствующая в ЕС Великобритания проведут конференцию по разделению власти в Европе. На конференции будут рассмотрены два принципа, которые могут помочь в нахождении правильного баланса между действиями на локальном, национальном и европейском уровне.
Первый принцип - 'субсидиарности'. Решения должны приниматься на уровне, как можно более близком к общественности. Если можно предпринять эффективное действие на местном или национальном уровне, то это должно быть сделано. Благодаря этому, власть становится более понятной, эффективной и подотчетной. Эта идея была впервые включена в Маастрихтский договор, но Европейская комиссия, Европейский парламент, национальные правительства и парламенты могут сделать гораздо больше для того, что бы она работала эффективнее. Эти институты должны действовать более слаженно, причем на каждой стадии рассмотрения законопроекта.
Второй принцип - 'пропорциональности', означающий, что даже в тех случаях, когда ЕС может объяснить, почему он вмешивается, это не должно вести к ненужной волоките. Здесь национальные парламенты также могут играть немалую роль, обсуждая и анализируя предложения. Примером тому может служить недавно обновленная директива Еврокомиссии по оптической радиации. Практически никто не отрицал, что всем европейцам должен быть гарантирован одинаковый минимальный уровень защиты от вредных лучей на работе. Спор разгорелся вокруг того, стоит ли ЕС брать на себя ответственность за использование солнцезащитных кремов всеми, кто работает на открытом воздухе - от Греции до Глазго. В этом случае для Комиссии было полезно выслушать мнение Европейского парламента.
Некоторые считали европейскую интеграцию стремлением к более тесному союзу во всех областях. Но не стоит рассматривать гармонизацию и стандартизацию в качестве средства решения всех проблем. Идея дирижистского режима, издающего бесконечные инструкции - это то, что отвращает многих людей от идеи Европы. Недавние шаги Комиссии по ограничению регулирования позитивны. Целью сегодняшней конференции является нахождение способов усиления национальных парламентов на ранней стадии, так, чтобы учитывались вопросы, имеющие особое значение на локальном и национальном уровне, а европейское действие не ограничивалось призывами, а воплощалось в жизнь.
Атцо Николаи - нидерландский министр по европейским делам. Дуглас Александер - британский министр по делам Европы.