Кто станет следующим президентом России? За кого он будет - за рынок или за государство? Кем он будет - демократом или диктатором? Как пройдут выборы - в мире и спокойствии или в скандалах и взаимных обвинениях? Вот единственная тема, которую обсуждают сегодня в российских политических кругах, хотя до выборов в марте 2008 года, после которых обещал уйти в отставку Владимир Путин, еще далеко. При этом один вопрос на порядок важнее всех прочих - кого Путин выберет своим преемником?
Имея за спиной популярность нынешнего президента вкупе с мощью всей государственной машины, путинскому кандидату просто стыдно было бы не пройти в Кремль. Поэтому-то так забегали современные кремлеведы 14 ноября, когда президент неожиданно объявил о перестановках в своем кабинете. После предпринятых Путиным шагов версия о том, что он действительно 'обкатывает' преемника для 2008 года, чтобы обеспечить сохранение власти в руках нынешней группировки, становится основной.
- На эти назначения необходимо смотреть в контексте 'проблемы 2008' и предстоящих президентских выборов, - считает Алексей Макаркин, аналитик из Центра политических технологий.
Более того, Путин уже дал понять - хотя и максимально неконкретно, - кого именно он прочит себе в преемники. В результате перетряски правительства в фокусе внимания оказались две личности: Дмитрий Медведев, бывший начальник путинского аппарата, и Сергей Иванов, министр обороны. Об обоих уже давно ходят слухи о том, что они и есть потенциальные кандидаты на то, чтобы занять освобождаемое Путиным высшее кресло страны.
Самой значительной переменой стало то, что теперь Медведев перемещается в правительство, причем с титулом первого заместителя премьер-министра. В результате человек, ранее занимавший высшую должность в бюрократической системе страны, теперь выдвигается 'на публику', что, вполне вероятно, как раз и имеет целью повысить его шансы на президентское кресло.
- Медведеву дают возможность проявить себя не только в качестве администратора, но и в качестве публичного политика, - полагает Кристофер Грэнвилл (Christopher Granville), начальник стратегического отдела московской инвестиционной компании United Financial Group.
Если версия о том, что Медведева действительно всерьез выдвигают в преемники, подтвердится, это положительно скажется на настроениях работающих в России инвесторов, которых не на шутку обеспокоили появившиеся в последнее время признаки экономического национализма и политики государственного вмешательства в экономику. Медведева, бывшего преподавателя права из Ленинградского (ныне Санкт-Петербургского) университета, считают лидером 'либеральной' фракции в Кремле, стоящей за развитие рыночной экономики и поддержание нормальных отношений с Западом. Эта группировка находится в постоянной вражде с выходцами из спецслужб, известными под названием 'силовики' (это производное от русского 'сила'), известными своей более националистической и государственно-направленной политикой. Надеются инвесторы и на то, что затеянный Путиным 'ремонт' правительства даст новый импульс забуксовавшим экономическим реформам.
- С инвестиционной точки зрения этот шаг воспринимается явно положительно, - говорит Крис Уифер (Chris Weafer), руководитель исследовательского отдела 'Альфа-банка'.
В день, когда Путин объявил о новых назначениях фондовый индекс РТС вырос на 2 процента.
Но Россия есть Россия, здесь вряд ли можно что-то заявлять однозначно. Во-первых, Медведев, проявив себя умеренным администратором, может и не выказать решительности и твердости характера, необходимого будущему президенту. Во-вторых, Путин одновременно продвинул вперед и тяжелую фигуру из стана 'силовиков' - бывшего офицера КГБ Иванова - на пост заместителя премьера. Иванов, таким образом, по должности будет ниже Медведева, но его также считают серьезным претендентом на место преемника, потому что он знает Путина с 70-х годов, когда они сталкивались по работе в госбезопасности.
Кого хочешь выбирай
При всем этом выдвижение Иванова может и не быть серьезной причиной для беспокойства. Иванов - министр обороны, и 'глядеть ястребом' на такие вопросы, как, например, война в Чечне, ему положено по должности. Время от времени от него исходили мнения, которых, в общем, и ожидают от консерваторов - например, он поддерживал переименование города Волгограда в Сталинград. Однако по сравнению с другими 'ястребами', взлетевшими в Кремль из недр бывшего КГБ, Иванов принадлежит к умеренным и самой прагматичной прослойке 'силовиков'. На Западе он произвел хорошее впечатление своим дипломатизмом и хорошим английским.
- Он не из тех закоснелых коммунистических генералов, которые не понимают сущности современного мира. Он более открытый и не такой агрессивно-жесткий - в общем, интересный партнер для Запада, - считает Александр Рар (Alexander Rahr), эксперт по России в берлинском Совете по международным отношениям (Council on Foreign Relations).
На сегодняшний день более предпочтительной представляется позиция Медведева. По словам аналитиков, особую важность имеет то, что Медведев теперь будет отвечать за целый ряд государственных социальных программ. В следующие три года Кремль обещал потратить на них 18 миллиардов долларов - скорее всего, таким образом власть попытается купить поддержку избирателей на предстоящих выборах. Поэтому назначение Медведева на это направление главного политического удара многими рассматривается как прелюдия к его перемещению в скором будущем на пост премьер-министра, который, в свою очередь, будет естественным трамплином в президентское кресло. Действующего председателя правительства России Михаила Фрадкова считают фигурой по большому счету незначительной, которую Путин до 2008 года, скорее всего, разменяет.
И все же, даже если предполагать, что в один прекрасный день главный государственный пост в стране достанется именно Медведеву, пока что практическая ценность его 'реформаторского капитала' далеко не ясна. Будучи главой личной администрации Путина, Медведев беспрекословно поддерживал политику правительства, все больше уклонявшуюся в сторону госрегулирования, включая и шаги, в среде западных инвесторов ставшие исключительно непопулярными - в частности, разрушение "ЮКОСа", крупной частной нефтяной компании.
Кроме всего прочего, экономистов-рыночников беспокоит резкое повышение государственных расходов, которое может подстегнуть инфляцию.
- Медведев не либерал и не консерватор. Он прагматик. Но он современный человек, у которого есть опыт работы в рыночной экономике, - говорит Макаркин.
Однако Медведева, вопросы политической стабильности и статуса России как государства волнуют так же, как и Путина, что оказывает сдерживающее влияние на его рыночные взгляды.
Градус неопределенности повышен еще и тем, что круг возможных кандидатов никоим образом не замыкается на Медведеве и Иванове. Выдвинув Медведева, на место начальника своей администрации Путин назначил человека, вообще мало кому известного - Сергея Собянина, бывшего губернатора нефтяной Тюменской области, - после чего Собянина тоже внесли в список участников будущей президентской гонки. Собянин - компетентный администратор, к тому же его не связывают ни с одной из нынешних кремлевских группировок. При этом о нем известно, что он - верный путинец и поддерживает централизацию власти.
Итак, кого бы Путин ни помазал в конце концов на президентство, риски, присущие российской модели управляемой демократии, от этого никуда не денутся. В Кремле явно уверены, что государственная машина поможет правильно подать российской общественности кандидата от нынешней власти - так же, как когда-то раскручивали никому не известного Путина, и раскрутили так, что на выборах 2000 года он победил без особых проблем. Но в том, что у Медведева или любого другого кандидата власти достаточно личного ресурса для завоевания доверия общества, уверенности пока ни у кого нет. Кристофер Грэнвилл считает, что 'Медведеву еще многое предстоит доказывать'. И кто знает, какие еще карты в рукаве у многоумного президента на случай провала плана 'А'?