Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Как нефть и пушки восторжествовали над демократией на Кавказе

Азербайджан - одно из таких мест, о которых большинство людей знает мало, но которыми очень сильно интересуется небольшое число людей

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Ранее в этом месяце режим в Баку сфальсифицировал парламентские выборы в этой стране. Правительства Соединенных Штатов Америки и европейских стран выразили свои протесты. Но не очень громко. Делу демократии на Южном Кавказе отводится жалкое третье место после сиюминутных соображений и нефти

18 ноября 2005 года. Азербайджан - одно из таких мест, о которых большинство людей знает мало, но которыми очень сильно интересуется небольшое число людей. Ранее в этом месяце режим в Баку сфальсифицировал парламентские выборы в этой стране. Правительства Соединенных Штатов Америки и европейских стран выразили свои протесты. Но не очень громко. Делу демократии на Южном Кавказе отводится жалкое третье место после сиюминутных соображений и нефти.

Я побывал в этой бывшей советской республике в конце сентября. В то время уже было очевидным, что исход выборов будет подтасован в пользу сторонников президента Ильхама Алиева. Соединенные Штаты и Европейский Союз (ЕС) требовали свободных и честных выборов. Но было ясно, в том числе и г-ну Алиеву, что Запад блефует. Цена игнорирования Вашингтона и Брюсселя будет минимальной.

Воспоминания об этой поездке вновь посетили меня на этой неделе, когда я слушал, как премьер-министр (Великобритании) Тони Блэр (Tony Blair) в лондонском Сити выступает с ежегодным посланием о внешней политике. Тридцать лет назад, сказал г-н Блэр, политического лидера, который стал бы утверждать, что наилучшим путем достижения национальных интересов является продвижение демократии и справедливости во всем мире, сочли бы идеалистом. Сегодня такой лидер является реалистом. Проблема, продолжал он, заключается не в амбиции распространения свободы, но в неспособности следовать неумолимой логике глобальной взаимозависимости.

Эта точка зрения на мир объясняет близость г-на Блэра к президенту (США) Джорджу Бушу-младшему (George W. Bush). Когда я читал выступления государственного секретаря США Кондолизы Райс (Condoleezza Rice) во время ее последнего турне по Ближнему Востоку, мне пришло в голову, что, исключая ее щедрые похвалы в адрес Ариэля Шарона (Ariel Sharon), они могли бы быть написаны в доме 10 на Даунинг-стрит (резиденция правительства Великобритании в Лондоне - прим. пер.). Ранее в этом году г-жа Райс объявила стратегической неудачей несколько десятилетий прежней внешней политики Соединенных Штатов на Ближнем Востоке. Поддержка деспотов, заключила она, не принесла долгосрочной стабильности.

Все это делает международную реакцию на выборы в Азербайджане вдвойне удручающей. Демократия не дает быстрого решения всех проблем. Свержение отвратительных режимов может и не привести автоматически к плюрализму в западном стиле. Достаточно вспомнить Ирак. Те, кто верит в первородный грех, станут сомневаться в том, что демократия является естественным состоянием человека. Взращивание гражданского общества, укрепление главенства закона и все остальное требуют времени и усилий. По собственному признанию г-жи Райс, Соединенные Штаты сумели гарантировать всеобщий доступ к избирательным урнам чуть более 40 лет назад.

А поэтому те, кто делает продвижение демократии своей главной целью - неоконсерваторы, вильсонианцы, либеральные интервенционисты, называйте их, как хотите - всегда уязвимы для обвинений в лицемерии. Иногда лучше подталкивать деспотов в правильном направлении вместо того, чтобы свергать их. Когда такое случается, самозваные реалисты внешней политики всегда первыми возмущенно вопят.

И хватит об этом. Азербайджан - место, где Запад мог бы переломить ход событий. Вместо этого он предпочел самый легкий путь: если не молчать вовсе, то говорить шепотом.

По случайному совпадению геологии и географии Азербайджан имеет стратегическую важность. Эта страна находится в самом сердце нефтегазового бума на Каспии. Тысячемильный (1 сухопутная миля = 1,609 км) трубопровод, построенный и эксплуатируемый зарегистрированной в Великобритании компанией BP, вскоре будет качать к Средиземному морю миллион баррелей (1 американский баррель для нефтепродуктов = 158,78-158,95 л) нефти. Это одна из многих бывших советских республик, которая находится на дуге нестабильности, простирающейся от Черного моря до Китая. Большинство этих республик стоят перед выбором: демократия или авторитаризм, а некоторые из них должны выбирать между светским обществом и воинствующим исламом. Понятно, где лежат интересы Запада.

В краткосрочной перспективе, однако, Азербайджан предоставляет Соединенным Штатам также крайне необходимый воздушный коридор в Афганистан и Ирак. Азербайджан граничит с Ираном и Россией. Министр обороны США Дональд Рамсфелд (Donald Rumsfeld), часто посещающий столицу Азербайджана, Баку, выделяется среди тех немногих, кого очень волнует Азербайджан. Пентагон модернизирует старую советскую авиабазу и имеет радиолокационный пост недалеко от границы с Ираном.

Никогда не предполагалось, что последние выборы приведут к смещению г-на Алиева, который был избран президентом 2 года назад в результате других подстроенных выборов. Впрочем, г-н Алиев обещал некое подобие честных выборов - по форме, если не по сути.

Он унаследовал свой пост от своего покойного отца. Гейдар Алиев, сделавший себе имя как член советского Политбюро, пользуется значительным уважением за то, что сумел вывести страну из хаоса, который последовал за независимостью. Ильхама с его хорошо подвешенным языком, с маникюром и со знанием английского, можно считать правдоподобным политиком. Когда я с ним встречался в сентябре, он заверял, что намерен строить демократию в западном стиле, которая помогла бы Азербайджану интегрироваться в евро-атлантическое сообщество.

Один работающий в Баку западный дипломат назвал эту болтовню умной чушью. В предшествовавшие выборам месяцы оппозиционные партии подвергались преследованиям, а их митинги запрещались. Настроенные на реформы министры были арестованы. В избирательные комиссии назначили аппаратчиков. В день выборов имел место "вброс" бюллетеней, а бюллетени, поданные за кандидатов от оппозиции, оказывались "утерянными".

Сторонники г-на Алиева надлежащим образом объявили, что выиграли 90% мест, оставив оппозиции какой-то десяток. Наблюдатели от Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и от Совета Европы задокументировали нарушения, объявив, что эти выборы не отвечали международным стандартам.

Международная реакция? Государственный департамент США заявил, что глубоко расстроен. ЕС, где в данное время председательствует Великобритания, выступил с осуждением в таких выражениях, которые даже по его собственным низким стандартам были сочтены слабыми. Г-н Алиев уволил нескольких региональных губернаторов, притворившись недовольным тем, что он назвал отдельными нарушениями. Иначе говоря, в Азербайджане все пошло, как обычно.

Западные правительства оправдываются тем, что при проведении нынешних выборов отмечены некоторые успехи по сравнению с президентскими выборами 2003 года. Очевидно, для них лучше умеренный прогресс, чем потрясения революции в украинском или грузинском стиле.

Впрочем, Азербайджан не должен стать трудным случаем. Запад, разумеется, не мог настаивать на мгновенном переходе к полной демократии. Клановая система слишком сильна, а гражданское общество слишком слабо для такого прыжка. Но Запад мог бы потребовать, чтобы режим разрешил в качестве первого шага куда более значимое представительство оппозиции в парламенте. Это стало бы вполне разумной ценой за визит в Белый дом, которого так жаждет г-н Алиев.

Вместо этого, Запад, как он это делал столько лет в своих отношениях с богатыми нефтью ближневосточными странами, позволил иллюзии стабильности восторжествовать над стратегическими амбициями. Г-н Рамсфелд победил в соперничестве с г-жой Райс, а нефтяные интересы Великобритании восторжествовали над Блэром. Азербайджан, между тем, оказался предоставленным самому себе и, вполне возможно, в дальнейшем подвергнется наступлению воинствующего ислама.