Москва, 19 ноября 2005 года. Сотрудники некоммерческого продемократического благотворительного фонда "Открытая Россия", основанного сидящим в тюрьме нефтяным миллиардером Михаилом Ходорковским, придя однажды утром в октябре с.г. на работу, обнаружили перед своим офисом припаркованные автомобили милиции и два минивэна с надписью "Генеральная прокуратура".
С десяток следователей выскочили из машин и начали опечатывать помещения офиса. Власти сказали, что ищут доказательства отмывания денег. Но директоры фонда пришли к выводу, что стали объектом налета за что-то другое, а именно за выступления в защиту независимых выборов и свободы прессы.
Детективы покинули офис спустя 10 часов, нагруженные всеми данными из компьютеров фонда и пятью мешками документов.
Однако новых свидетельств почти не было. "Открытая Россия", один из инструментов кампании Ходороковского за прекращение репрессий правительства, за последние 2 года 21 раз подвергалась различным проверкам со стороны правительственных органов.
"Проверки налоговых органов. Проверки Министерства юстиции РФ. Проверки Фонда социального обеспечения. Проверки инспекторов по труду. Нас проверял каждый, кто имеет право кого-то контролировать", - сказала директор программы Ирина Ясина.
Затем правительство пустило в ход тяжелую артиллерию. В среду российский парламент намерен рассмотреть законопроект, который коренным образом усилит контроль правительства примерно над 400000 фондами и введет новые ограничения, которые могут привести к прекращению деятельности "Открытой России" и других групп.
Многие аналитики говорят, что этот законопроект является краеугольным камнем новой инициативы Кремля по установлению контроля над общественными дискуссиями практически на всех уровнях. Сделав, по мнению многих, шаг назад, в советскую эпоху, президент Владимир Путин укрепил свою власть над парламентом, средствами массовой информации, судебной системой и региональными правительствами. Предложенный законопроект добавит к этому перечню последние остающиеся независимыми секторы общественной жизни - организации гражданского общества.
Аналитики говорят, что главной мишенью этой инициативы являются финансируемые Западом неправительственные организации (НПО), которые оказывают содействие развитию демократии, а также НПО, которые, по мнению Кремля, ведут агитацию за восстание по типу Оранжевой революции, то есть организации, аналогичные тем, которые свергли правительства в соседних Украине и Грузии.
Уже сегодня в соответствии с другими законодательными актами, имеющими касательство к освобождению от налогов, оказались "замороженными" миллионы долларов в форме грантов Агентства США по международному развитию (U.S. Agency for International Development), выделенных фондам развития демократии и хорошего управления.
В сентябре Россия попыталась не пустить в страну бывшего директора московского отделения Национально-демократического института США (U.S. National Democratic Institute). Ей разрешили въезд только после вмешательства посольства США в Москве.
"Новый законопроект о НПО направлен против того, что воспринимается как "революционная деятельность", то есть против той роли, которую зарубежные организации якобы играют в разжигании протестов общественности и народных революций", - сказал Юрий Джибладзе, президент московского Центра развития демократии и прав человека, который получает примерно треть финансирования от Агентства США по международному развитию и от Европейского Союза.
Аналитики сказали, что, по сути, помешать работать в России могут таким разным международным организациям, как правозащитная организация "Human Rights Watch", Национально-демократический институт США, группы борцов против СПИДа и группы защитников окружающей среды.
"Очень сомнительно, что в соответствии с новым законом мы сможем зарегистрировать нашу организацию в любой форме", - заявил Дидерик Лохман (Diederik Lohman), старший исследователь московского отделения "Human Rights Watch", штаб-квартира которой находится в Нью-Йорке.
Многие вне России считают новый законопроект отходом к изоляционизму в момент, когда Россия готовится занять председательское кресло в Большой Восьмерке (Group of 8) промышленно развитых стран мира.
"Этот шаг открывает почти немыслимую перспективу: президент России, возможно, будет исполнять в Большой Восьмерке обязанности сменного председателя в то самое время, когда в этой стране вступит в силу новый закон, который удушит все контакты с глобальным обществом, - написали на этой неделе в письме президенту США Бушу-младшему (George W. Bush) бывший американский сенатор-демократ от штата Северная Каролина Джон Эдвардс (John Edwards) и бывший министр жилищного строительства и городского развития США Джек Кемп (Jack Kemp), которые в Совете по международным отношениям (Council on Foreign Relations) возглавляют двухпартийную комиссию по американской политике в отношении России.
Но выступающие в поддержку этого законопроекта законодатели сказали, что он направлен на противодействие коммерсантам, пытающимся отмывать доходы, а также экстремистским группам и иностранцам, стремящимся дестабилизировать политическую ситуацию.
Как сказал один из спонсоров нового закона, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по делам общественных объединений и религиозных организациям Александр Чуев, закон даст правительству, например, возможность ограничить деятельность иностранных групп защитников окружающей среды, работающих вблизи российских секретных военных объектов.
"Я бы не удивился, если бы выяснилось, что большинство сотрудников этих организаций работают в интересах других стран", - сказал Чуев.
В дополнение к требованию регистрации и наблюдения за деятельностью всех НПО, закон запретит иностранцам, не имеющим вида на жительство в России, работать в НПО и помешает зарубежным группам работать в России, если только они не преобразуются в местные организации.
"Открытая Россия" может быть закрыта в соответствии с положениями, запрещающими осужденным и лицам, подозреваемым в отмывании денег, выступать в роли основателей НПО: Ходорковский был в этом году осужден за мошенничество и уклонение от уплаты налогов; кроме того, он является подозреваемым в другом расследовании по делу об отмывании 7 млн. долл. США.
Однако руководители "Открытой России" считают, что интерес правительства России к их организации вызван скорее ее деятельностью по продвижению демократического общества. "Мы пытаемся пробудить в людях желание узнавать, всегда знать альтернативную точку зрения", - сказала руководитель "Открытой России" Ясина.
Также стала объектом преследований правозащитная организация "Мемориал", которая резко критиковала злоупотребления сотрудников правоохранительных органов и военных. Российские официальные лица потребовали от налоговых органов провести всеобъемлющие проверки ее деятельности. "Они сидят у нас бесконечно, им дают все, что они ни попросят, но они возвращаются и требуют еще", - сказал президент "Мемориала" Олег Орлов.
Теперь вот этой организации сказано, чтобы она ожидала уведомления о якобы не уплаченных больших налогах.
Официальные лица обвинили финансируемые Западом НПО в содействии мобилизации студенческих группировок и активистов, которые в последние 3 года свергли три, по меньшей мере, постсоветских правительства.
"Я не думаю, что кто-то пытается подготовить и осуществить Оранжевую революцию в России, - сказала Кэтрин Осгуд (Catherine Osgood) из правозащитной организации "Freedom House" со штаб-квартирой в Соединенных Штатах Америки. - Я считаю, что главной целью зарубежных НПО является помощь в укреплении гражданского общества в России".
По странному стечению обстоятельств, в пятницу правящая партия "Единая Россия" протолкнула в Госдуме РФ закон о выделении 17,4 млн. долл. США на финансирование НПО, которые содействуют "гражданскому обществу и развитию демократии" в странах за пределами России.
"В ряде стран нарушаются права человека. . . в том числе были нарушения во время Оранжевой революции, и Россия намерена проводить целенаправленную политику в этом вопросе", - сказал в интервью заместитель председателя правящей фракции в парламенте Владимир Пехтин.
Президент Буш-младший поднял вопрос НПО на встрече с Путиным в Южной Корее в пятницу, но советник президента США по национальной безопасности Стивен Хадли (Stephen Hadley) позже отказался сообщить подробности. "Это конфиденциальная беседа между двумя лидерами, а иногда бывают вопросы, которые более продуктивно обсуждать не на публике", - сказал Хадли.
Члены НПО призвали Соединенные Штаты Америки занять сильную позицию.
"Возможно, цель демократии следует на какое-то время отложить, учитывая все прочие горящие вопросы, которые нужно обсудить двум странам, - сказал президент фонда "Новая Евразия" Андрей Кортунов. - Или, быть может, они считают, что наилучшим является именно такой вот сдержанный подход. Как мне кто-то сказал, никого не посадили в тюрьму. Пока не случилось ничего апокалиптического. Пока нет причин, чтобы вводить в дело тяжелую артиллерию".