Если бы нам пришлось проанализировать общепринятую точку зрения о сегодняшней России, она выглядела бы следующим образом. Государство Путина менее демократично, чем могло бы быть, но Россия и не готова к полной демократии. Экономика хоть и отстает, но развивается. Вместо врага эпохи холодной войны у Запада теперь есть союзник в глобальной войне с террором. Если Путин действует у себя дома излишне жестко и грубо, то делает он это во имя безопасности и стабильности.
К сожалению, такая расхожая точка зрения сегодня ошибочна, как и многое другое в отношении России. И это не просто заблуждение - это опасное заблуждение. Российский народ готов к демократии ничуть не меньше, чем иракцы. Это власть Путина считает, что демократия не подходит для реализации ее целей. Свободы, обретенные после распада Советского Союза, постоянно разрушались, пока от них почти ничего не осталось. Путин настолько крепко закручивает крышку, что взрыв становится практически неизбежным. Стабильность? Только не в России.
Посмотрите на якобы развивающуюся экономику. Россия это прекрасное место для того, чтобы заработать там денег - если вас всегда включают в список приглашенных на кремлевскую елку. В противном случае, все ваши капиталы являются лишь кредитом, выданным вам все более властными и прожорливыми налоговыми органами. (Недавно среди спама на страницах российского Интернета появился такой заголовок: Что вы будете делать, если на ваш офис совершает нападение государственный орган?) Магазины полны дорогих товаров, но практически все они произведены за пределами России. Экспорт готовой продукции снижается, а импорт все увеличивается. Красивые показатели роста ВВП, которые так впечатляют банкиров и иностранных инвесторов, основаны исключительно на резком росте цен на нефть. Однако и эти крупные доходы обманчивы, поскольку российское правительство вкладывает мало средств в производственные мощности. Спад неизбежен. Следовательно, такая экономика сохраняет свою стабильность только на волне нефтяных цен - или (а здесь мы переходим к нашей следующей теме) под дулом пистолета.
И без того постоянно находящийся на переднем крае Джордж Буш не намерен затевать драку с Путиным по поводу демократии и экономики, поскольку сегодня все подчинено войне с террором. И здесь мы подходим к самому опасному заблуждению - что кремлевский силовик хорош для дела безопасности и необходим для стабильности. То, что начиналось как сепаратистская война в Чечне, благодаря жесткой тактике кремлевских ястребов превратилось во все более радикальный джихад, который охватил сегодня весь Северный Кавказ. Местные жители, и без того живущие в условиях бедности и злоупотреблений военных, внезапно обнаружили, что законные способы оппозиционной деятельности полностью исчезли. Впервые за полтора века приезжающие в этот регион вновь слышат зловещий лозунг кавказского сопротивления 19-го века: 'Русские сильнее нас, но Аллах сильнее русских'.
Трудно представить себе более подходящий рецепт для разжигания радикализма, чем тот, что подготовлен на кухне путинского режима. С любым гражданином этого региона обращаются как с потенциальным террористом, а тех немногочисленных военнослужащих, которые предстают перед судом по обвинению в беззакониях, очень быстро освобождают. Когда местный закон так явно продажен, то закон шариата с Кораном в одной руке и автоматом в другой кажется все привлекательнее. Традиция кровной мести этого региона и ислам представляют из себя взрывную смесь.
Кроме того, Россия не является ничьим союзником в борьбе с террором и за пределами своих границ. В Иран утекают ядерные и ракетные технологии, а сирийскую диктатуру Россия защищает от расследования ООН на предмет причастности Дамаска к террористической деятельности. И все это время Кремль твердит, что пытается помочь, используя свои 'особые отношения' с такими странами-изгоями.
Никто не обращает внимания или игнорирует тот факт, что такая ситуация устраивает Путина и его клику. Они заинтересованы в разжигании нестабильности у себя дома и за рубежом, чтобы пожинать большие плоды от роста цен на нефть и оправдывать деспотические меры именем безопасности. Именно это нужно им для того, чтобы удерживаться у власти. Это политика, а не халатность или обструкционизм. Когда экономика страны похожа на потемкинскую деревню, а свободы постоянно урезаются, со временем непременно понадобится сила для подавления растущего недовольства российского населения. Такие репрессии в 'условиях внутренней стабильности' трудно чем-то оправдать - поэтому надо искать врагов.
Президент США и европейские лидеры могут ссориться между собой, однако мало кто сомневается в том, что все они разделяют убеждение о неприкосновенности человеческой жизни. В сегодняшней России государство, постоянно отвечающее ударом на удар, само становится похожим на террористов, утягивая нас на самое дно безнравственности. В Беслане использовались зажигательные боеприпасы и танки - как против террористов, так и против детей-заложников. А следствие по этому делу по-прежнему тормозится. Во время захвата зрителей, пришедших в 2002 году на 'Норд-Ост', военные в ходе освобождения заложников своим отравляющим газом убили 130 человек. Сотни выживших после теракта до сих пор не могут вылечиться от побочных эффектов такого применения, поскольку государство отказывается сообщить состав токсичных веществ, которые вдыхали заложники.
У союзников должны быть общие цели и ценности. У путинской России нет с Западом ни общих целей, ни общих ценностей. Лидерам свободного мира пора прекратить притворяться и делать вид, что общность существует.
Каспаров является председателем комитета '2008: Свободный выбор' и лидером Объединенного Гражданского фронта России.