Исламу Каримову ни за что не победить в международных соревнованиях по популярности. Образ президента Узбекистана, подвергшегося осуждению американских и европейских политиков в мае этого года за жестокое подавление восстания в городе Андижан, в ходе которого погибли более 300 человек, поблек еще больше на прошлой неделе, когда ташкентский суд приговорил 15 человек, обвиняемых в организации этого восстания, к лишению свободы на сроки от 14 до 20 лет. Данный судебный процесс был назван вопиющим нарушением принципов правосудия - это был "показательный процесс, нарушивший международные стандарты справедливого правосудия", как выразилась правозащитная организация "Human Rights Watch".
Однако в тот момент, когда ташкентский суд выносил свои приговоры, узбекский президент наслаждался в Москве гостеприимством своего российского коллеги, президента Владимира Путина. Они объявили о подписании нового договора о сотрудничестве, который позволит странам использовать военные базы друг друга и обязывает подписавшие стороны приходить друг другу на помощь в случае "ситуации", которая может нести угрозу их безопасности.
Вскоре после этой демонстрации солидарности Европейский Союз объявил о запрете на въезд для 12 узбекских чиновников, которые, как считается, несут ответственность за насилие в Андижане. Однако Путин, несомненно, полагает, что он заключил стратегически удачное соглашение. Имевшее место после событий 11 сентября 2001 года заигрывание Каримова с Западом - в частности, предоставление Соединенным Штатам крупной авиационной базы - закончилось, и Узбекистан стал еще более близким, чем когда-либо, союзником России.
Однако договор может дорого обойтись Путину. "Коммерсантъ", одна из последних российских независимых газет, в одной необычно острой аналитической статье поставила под вопрос мудрость президента: "Подписав данное соглашение, Россия автоматически делает вероятную гражданскую войну в Узбекистане своей внутренней проблемой".